Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 24.12.2018, 13:30 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Опытный торпедный катер Dark Hunter (Великобритания)
ezup
ezup вне форума



В 1953 году фирма «D.Napier & Son, Ltd.» начала серийное производство первого британского легкого высокооборотного судового дизеля, названного «Napier Deltic». Двухтактный 18-цилиндровый дизель в поперечном сечении имел форму треугольника, в вершинах которого располагались три коленчатых вала, а его стороны образовывали цилиндры с противоположно движущимися поршнями. Коленчатые валы соединялись между собой системой шестерен, с которой был связан вал отбора мощности. Наибольшая мощность, развиваемая двигателем, составляла 2500 л.с. Двигатель получился очень удачным и долгие годы в различных модификациях использовался как судовой, а также в тепловозах и передвижных электростанциях.

Первый торпедный катер с дизельной силовой установкой «Dark Hunter», спроектированный конструкторами фирмы «Saunders-Roe Ltd», вступил в состав британского флота 18 марта 1954 года. Катер имел корпус остроскулых обводов смешанной конструкции (набор корпуса и палуба - из алюминиевого сплава, обшивка - из дерева). Корпус отличался очень малым относительным удлинением. Подобное соотношение многие годы являлось своеобразной «визитной карточкой» британской школы проектирования боевых катеров.

На «Dark Hunter» расположенные в корме два дизеля «Napier Deltic» работали через угловую передачу на свои гребные валы, обеспечивая катеру скорость 42 уз. Топливные цистерны размещались побортно в районе миделя. Для обеспечения оптимального ходового дифферента в зависимости от нагрузки, скорости хода и состояния моря катер был оснащен управляемой транцевой плитой с гидроприводом. На катерах типа «Dark Hunter» была реализована довольно смелая концепция «сменного вооружения» (впервые опробована на экспериментальном МТВ-538): в торпедном варианте катер вооружался четырьмя 533-мм аппаратами и одним 40-мм автоматом, а в артиллерийском - одним 114-мм орудием и одним (или двумя) 40-мм автоматом. Боевое использование катеров планировалось в составе смешанных групп (часть кораблей в торпедном варианте, а часть - в артиллерийском).

Теоретически из торпедного варианта в артиллерийский и наоборот катер мог быть переоборудован за одни сутки. Однако «Dark Hunter» не пошел в массовую серию. Всего для ВМС Великобритании в 1954-1958 годах было построено 18 кораблей (причем последний в серии, «Dark Scout», вошедший в строй 20 марта 1958 года, имел полностью сварной корпус из алюминиевого сплава), еще пять катеров в экспортном варианте: два - для ВМС Бирмы, два - для Финляндии и один - для Японии. В ВМС Бирмы и Финляндии катера эксплуатировались как патрульные и имели только артиллерийское вооружение, а японский катер использовался в качестве прототипа для собственных разработок.

И все же, по признанию самих британцев, проект был не совсем удачным: катера оказались перегруженными, на полном ходу отмечалась сильная вибрация, использовать полную мощность дизелей оказалось невозможным из-за неправильного подбора гребных винтов. Вместо проектных 46 уз на тихой воде катер развивал лишь 42, а при волнении моря 3-4 балла - 35-37 уз. Учитывая этот опыт, в конце 1950-х годов британские конструкторы отказались от использования дизелей на боевых катерах и сделали ставку на использование газотурбинной силовой установки.

«Реабилитировал» дизель «Napier Deltic» норвежский инженер-кораблестроитель Жан Линг (Jean H.Linge), под руководством которого в 1957 году был спроектирован опытный ТКА «Nasty». Необходимо отметить, что, как и большинство удачных конструкций (боевых катеров, танков, самолетов и так далее), проект этого ТКА разрабатывался частной фирмой «Boat Services Ltd» в инициативном порядке, а не являлся результатом тщательно продуманной технической политики ВМС государства.

Выполненный из дерева корпус катера (набор - из ясеня, обшивка - из красного дерева) имел комбинированные обводы (круглоскулые в носу и остроскулью в корме) и отличался рекордно малым (даже по сравнению с британскими катерами) относительным удлинением, равным 3,0. В силовой установке использовались два дизеля марки Т18-37К с турбонаддувом суммарной мощностью 6200 л.с., работавшие через угловую передачу на свои гребные валы и обеспечивавшие скорость полного хода 45 уз. Вооружение ТКА состояло из четырех однотрубных 533-мм торпедных аппаратов и двух 40-мм автоматов «Bofors».

Головной катер фирма построила в 1958 году. После всесторонних испытаний командование ВМС Норвегии заказало серию из 20 кораблей. Серийные катера типа «Tjeld» незначительно отличались от прототипа (правда, чтобы облегчить носовую часть катера, 40-мм АУ «Bofors» пришлось заменить более легкой 20-мм «Oerlikon»). Однако серийная постройка катеров этого типа началась в 1960 году, то есть в то время, когда в Советском Союзе уже закончилась постройка ТКА проекта 183.

автор статьи: Апальков Ю.В.
Катера отечественного военного флота
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
вмф


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Большой торпедный катер Тип Д-3, проект П-19 ezup Боевые катера 0 17.07.2019 21:09
Торпедный катер проекта 183 (СССР) ezup История Военно-морского флота 0 27.04.2019 23:55
Большой торпедный катер Проект 206 ezup Боевые катера 0 01.04.2019 21:43
Малый торпедный катер Проект 184 ezup Боевые катера 0 24.03.2019 20:15
Малый торпедный катер Проект 125 ezup Боевые катера 0 24.03.2019 20:11