RUFOR.ORG > Военное дело, законы, безопасность > Военный полигон > Сухопутные войска > Танки » Основные боевые танки западных стран – Леклерк

Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 07.05.2011, 21:56 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Основные боевые танки западных стран – Леклерк
ezup
ezup вне форума

В последнее время так много говорят о несовершенстве отечественных основных боевых танков, в частности Т-90, превознося при этом западную технику, что рассказ о наших основных конкурентах на танковом рынке напрашивается сам собой. В настоящее время основными танковыми державами в Европе являются Германия и Франция, еще один представитель Запада, обладающий сильным ОБТ – это, конечно же, США. Все танки этих стран по-своему интересны, уникальны и действительно обладают выдающимися возможностями, с поправкой на свою цену. Т-90, безусловно, выигрывает у своих конкурентов в этом вопросе.

Начнем свой рассказ с наименее известного в России, но при этом самого современного и перспективного танка текущего времени – французского «Леклерка», который уже сейчас некоторые специалисты относят к поколению 3+, а кто-то даже к совершенно новому, 4 поколению танков.

Разработка ОБТ Франции осуществлялась в несколько этапов. В 1978-1982 проводились исследования в области концепций и общих характеристик, с 1982 по 1986 год шли работы над моделью, с 1986 по 1991 год осуществлялось создание экспериментальных образцов и проведение их испытаний.

В январе 1992 года первый серийный «Леклерк», изготовленный на предприятиях национальной фирмы GIAT, поступил на вооружение французской армии. По результатам проведенных испытаний в 1993 году танк был окончательно принят на вооружение. В 1993 году планировалось изготовить 13 машин, а до конца 1995 года – 60 (для укомплектования одной бригады). Всего до конца 2000 года министерство обороны Франции планировало получить 850 таких танков. Однако в связи с изменением внешнеполитической обстановки (окончание Холодной войны), а также из-за непомерно высокой стоимости танка заказ был сокращен сначала до 800, а затем и вовсе до 406 танков. В 1993 году GIAT заключила с ОАЭ договор на поставку 390 танков «Леклерк» и 46 БРЭМ на его основе, контракт был выполнен в 1999 году.



«Леклерк» изготовлен по традиционной, ставшей классической схеме, с расположенным впереди отделением управления и задним моторно-трансмиссионным отсеком. Боевая масса «Леклерка» по сравнению с другими ОБТ западных стран сравнительно невелика – всего 55 тонн. При этом многие решения, касающиеся компоновки внутренних систем и размещения экипажа, применены на нем впервые. Так, члены экипажа танка практически изолированы друг от друга, отсутствует заряжающий, вместо него на танке установлен автомат заряжания, нетипичен и способ размещения в танке орудия.

В соответствии с классической компоновкой большая часть экипажа размещается в бронированной башне кругового вращения. Экипаж машины состоит из трех человек, в баше слева от орудия размещается командир танка, справа – наводчик. В задней части башни в нише установлен автомат заряжания (АЗ), между ним и боевым отделением установлена броневая перегородка. Механик-водитель располагается в носовой части корпуса с небольшим смещением рабочего места к левому борту танка. Благодаря особенностям компоновки, все члены экипажа практически изолированы друг от друга и от пушки с АЗ, что повышает эффективность защиты экипажа от оружия массового поражения и снижает загазованность в обитаемом пространстве танка при стрельбе.

Благодаря использованию в конструкции танка АЗ и компактной силовой установки (обладая мощностью в 1500 л.с., рабочий объем цилиндров двигателя не превышает объема двигателя танка АМХ-30, который развивал лишь 750 л.с.) внутренний объем корпуса танка удалось значительно уменьшить в сравнении с другими образцами западной техники, а длина ходовой части была сокращена почти на метр. В результате этого боевая масса танка не превышает 55 тонн (у Абрамса М1А2 – 62,5 т.), а удельная мощность двигателя составляет 27,5 л.с. на тонну, что позволяет танку при трогании с места разгонятся до 32 км/ч за 5,5 секунд, при этом скорость движения по шоссе может достигать 72 км/ч.



Основным оружием «Леклерка» является 120-мм гладкоствольное орудие CN-120-26 с обще длиной в 7,1 м и длиной ствола в 52 калибра. Танковая пушка стабилизирована в двух плоскостях. Ствол и казенная часть орудия объединены в защищенный броней блок, который встраивается посередине башни и разделяет боевое отделение на две половины. Из-за размещения пушки в специальном коробе, в котором закреплены цапфы, ее установка и демонтаж проводится вместе с коробом без снятия танковой башни. Боекомплект орудия состоит из 40 унитарных артвыстрелов со сгорающей гильзой. 22 снаряда сразу находятся в автомате заряжания. Скорострельность орудия составляет 15 выстрелов в минуту, в реальных условиях боя показатель снижается до 10-12 выстрелов.

Устанавливаемая на «Леклерк» пушка считается наиболее мощной среди всех танков 3-го поколения, превосходя немецкую Rh-120/L44, ее американскую разновидность М256 и советскую 2А46М. Впрочем, наряду с высокими характеристиками данное орудие обладает и рядом существенных недостатков: большая стоимость, сложность изготовления, относительно небольшой ресурс ствола – 400 выстрелов. Благодаря широкой амбразуре башни в будущем на танк может быть установлено более мощное 140-мм орудие.

Создатели французского танка предпочли получившим широкое распространение дымовым гранатометам многофункциональную установку «Галикс 13», которая состоит из двух блоков по 9 штук 80-мм гранат, расположенных по обеим сторонам башни (4 дымовые, 2 инфракрасные ловушки для постановки помех ПТУРам с наведением по лазерному лучу, 3 осколочно-фугасные для поражения пехоты противника). Дымовая граната выстреливается на 30-50 метров, образуя дымовую завесу в секторе до 120 градусов. Противопехотная граната при подрыве образует около 1000 осколков массой до 0,2 грамм, летящих со скоростью 1600 м/с. Противопехотные гранаты выстреливаются на расстояние в 15 метров и поражают пехоту противника, находящуюся сбоку или сзади танка на удалении до 30 метров. Гранаты тепловые ловушки ставят помехи противотанковым ракетам, оснащенным тепловыми головками самонаведения.

Система управления огнем (СУО) «Леклерка» имеет следующий вид:

- прицелы наводчика и командира, оснащенные лазерными дальномерами;
- тепловизионная камера;
- 8 перископических приборов наблюдения для командира;
- бортовой автоматический метеорологический пост, способный определять атмосферное давление, скорость и направление ветра, температуру воздуха;
- система динамического согласования линии прицеливания с осью канала ствола орудия;
- стабилизатор вооружения в двух плоскостях;

Все элементы, входящие в СОУ, замыкаются на ЭВМ, которая осуществляет расчет данных для стрельбы, способна вводить необходимые поправки, а также осуществлять контроль работы систем и агрегатов танка. Время, которое требуется для приведения СУО в боевое положение, составляет 1 минуту с момента включения ЭВМ.

Командирский двухканальный прицел имеет стабилизированное поле зрения. Канал для стрельбы имеет 2-е кратности увеличения, что позволяет командиру танка обнаруживать цели на удалении в 4600 метров. Дальность обнаружения цели для канала ночного видения пассивного типа составляет полкилометра. Прицел позволяет командиру танка самостоятельно вести огонь из пушки и спаренного с ней пулемета или давать целеуказания наводчику орудия. Головная часть прицела наводчика жестко крепится в бронемсаке орудия, а окулярная часть установлена в башне. Прицел стабилизирован в двух плоскостях. На каждом из 8 перископических прицелов командира имеется кнопка целеуказания, нажав на которую орудие танка автоматически наводится на линию визирования данного прибора наблюдения.

ЭВМ СУО обладает способностью автоматически вводить необходимые поправки в прицел. Стабилизатор вооружения «Леклерка» использует электрические приводы наведения башни и пушки (гидравлические системы и агрегаты были полностью исключены из конструкции башни для снижения вероятности возникновения пожара). Стабилизатор пушки позволяет вести огонь в движении по пересеченной местности со скоростью 36 км/ч, а скорость движения поражаемых целей при этом может превышать 72 км/ч. Башня танка оборудована автономной системой аварийного электроснабжения, которая питается от аккумуляторов. Аккумуляторы также обеспечивают питание агрегатов и приборов СУО при отключенном двигателе.

Помимо электронной системы СУО на танке установлена вторая бортовая ЭВМ, которая управляет другими системами боевой машины, а при необходимости может выполнять функции ЭВМ СУО. Бортовая ЭВМ включает блоки управления автоматом заряжания, коробкой передач, двигателем, противопожарной системой, системами защиты от воздействия оружия массового поражения и т.д. На танке присутствует навигационная система, УКВ радиостанция, которая способна передавать речевые донесения и информацию в графической и цифровой формах.

Все перечисленные компоненты входят в состав танковой информационно-управляющей системы (ТИУС), которая совмещена с единой полковой системой управления боем. Она способна в автоматическом режиме передавать на КП полка или командиру подразделения все формализованные данные о направлении движения танка, расходе топлива и боеприпасов, его местоположении. Данная система принимает распоряжения и приказы и доводит их до командира боевой машины. Аналогичная система в настоящее время монтируется на американские танки «Абрамс».

Главной особенностью «Леклерка», которая позволяет некоторым специалистам относить его к ОБТ 4-го поколения – является принципиально новый уровень информационной интеграции и компьютеризации. Все электронные системы танка образуют единую танковую информационно-управляющую систему (ТИУС). Информация с нее выводится на многофункциональные мониторы. Электроника контролирует работу трансмиссии, двигателя, вооружения и других узлов, фиксируя все неполадки и выдавая информацию о них экипажу. Две радиостанции, система спутникового позиционирования и ЭВМ оптимально включают танк в боевую обстановку, предоставляя командованию широчайшие возможности для координации и связи.

Продажи данного танка за рубеж оказались достаточно скромными, но в первую очередь влияние здесь оказала цена. Единственным экспортером танка стали ОАЭ. Неудивительно, ведь цена одной машины колеблется на уровне 10 млн. долларов, что является рекордом в танкостроении. По некоторым сведениям 60% данной стоимости формируется за счет ТИУС. Для сравнения: аналогичные ОБТ, к примеру, «Тип-90» обходятся японскому правительству в 8-9 млн. долларов, израильский «Меркава-4» и американский М1А2 SEP оцениваются в 6-7 млн., немецкий «Леопард-2А6» в 4-5 млн. долларов, ну а цена российского Т-90С составляет всего 1,3-1,8 млн. долларов.


Видео в тему
Капризный «Леклерк»

 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 17.06.2011, 23:03 #2   #2
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию
ezup
ezup вне форума




Французская военная промышленность послевоенного времени характеризовалась неравномерным уровнем развития своих отраслей. Создание ряда успешных и действительно выдающихся конструкций (штурмовая винтовка FAMAS, истребители серии "Мираж", бронеавтомобили Panhard EBR, VBL, VAB, AMX-10RC, VBCI и др.) компенсировалось отставанием по части других видов вооружения. До определенного времени к ним относились и танки.

В 50-е гг. танкостроение Франции находилось в активном поиске. Разгром французской армии в начале Второй Мировой войны и эффективность немецких танковых войск в течение всего ее времени определили главный "источник вдохновения" для военных конструкторов того времени: в ранних разработках фирм GIAT и "Лоррейн" (таких, как "Лоррейн-40Т", АМХ-50, САУ "Фош") без труда усматривается германское влияние. Перечисленные машины остались в единичных образцах, в отличие от легкого танка АМХ-13 - первой послевоенной (за исключением ARL-44, фактически довоенного проекта) гусеничной боевой машины, выпускавшейся серийно.
На рубеже 50-х - 60-х гг. появился первый ОБТ Франции 2-го поколения - АМХ-30.

AMX-30B2


Первоначально его разработка велась совместно с Германией, в рамках концепции "основного танка НАТО", но в итоге каждое из государств приняло на вооружение собственный ОБТ. АМХ-30 во многих отношениях был схож с немецким "Леопардом" - высокая подвижность достигалась за счет довольно слабой (до 80 мм по нормали) брони. Хорошее вооружение - 105-мм CN-105-F1 и 20-мм автоматическая пушка - уравновешивалось отсутствием стабилизатора, что не лучшим образом сказывалось на боеспособности. Несмотря на крупные недостатки, танк приобрели армии 9 государств.

Но создание танка нового конструкционного уровня задерживалось. В то время, когда в СССР приступили к выпуску Т-64 и Т-72, а в ФРГ - "Леопарда-2", французские заводы продолжали поставлять в войска АМХ-30, моральное устаревание которых становилось очевидным. Однако государственного заказа все не было, и потому предприятие GIAT по собственной инициативе взялось за проектирование новых ОБТ для внешнего рынка.


Первый танк промежуточного поколения - АМХ-32 - оказался довольно неудачным из-за ограничения по массе, не позволявшего защитить и вооружить машину по требованиям времени. Многие конструкторские наработки по этому проекту были востребованы для следующего ОБТ - АМХ-40. Новая машина отличалась удовлетворительной подвижностью и мощным вооружением в виде 120-мм ГСП. Впрочем, башня имела несколько архаичную конструкцию, и ее защищенность заметно уступала "Леопарду-2" или "Абрамсу". В целом, АМХ-40 слегка не дотягивал до стандартов 3-го поколения, и, несмотря на активную рекламу, заказов на него не последовало.


AMX-40


Все же, полноценный основной боевой танк разрабатывался с 1978 г. совместно с ФРГ. В 1982 г. сотрудничество оборвалось из-за концептуальных расхождений (немецкие специалисты видели новый ОБТ тяжелобронированным, со средней подвижностью и массой свыше 60 т, в то время как французские - относительно компактным и высокоскоростным), однако во Франции работы не прекратились. Проект АМХ-48 (цифра "48" обозначает первоначальную массу в тоннах) унаследовал базовое устройство у АМХ-40, хотя планировалось достижение нового уровня конструкции. В качестве обязательных условий отмечались наличие механизма заряжания, экипаж из 3 человек, модульная схема бронирования и широкое использование современной электроники.

Итак: Во ФРАНЦИИ в 1978 году началось создание основного боевого танка 90-х годов, который должен заменить состоящие на вооружении сухопутных войск танки АМХ-30 и АМХ-30В2. Танк, получивший название ”Леклерк”, разрабатывался с учетом современных условий ведения наземных и воздушно-наземных операций, а также возможностей применения новейших технологий.




Разработка танка осуществлялась в несколько этапов: 1978 - 1982 годы - исследование различных концепций и общих характеристик танка; 1982 - 1986 - работа с моделью; 1986 - 1991 - создание экспериментальных образцов и проведение их всесторонних испытаний; конец 1991 года - производство первого серийного образца.

Основные узлы и агрегаты проходили испытания и доработку в течение 1982-1986 гг., тогда же определились с типом подвески и СУО. Шесть прототипов вышли на пробег в конце 1986 г. От серийных "Леклерков" они отличались весьма существенно: так, башня напоминала "Леопард-2" своими отвесными бронеплитами, нижняя лобовая деталь корпуса состояла из монолитного листа. После переконструирования башни, установки дополнительных подсистем и внесения других усовершенствований новый танк в общем отвечал требованиям французских войск. Производство опытной партии началось в 1989 г.




В январе 1992 года на вооружение французской армии поступил первый серийный образец основного боевого танка “Леклерк”, построенный на предприятии национальной фирмы GIAT. До конца 1992 года сухопутные войска страны получили еще два танка этого образца. По результатам испытаний, завершенных к 1993 г., "Леклерк" был принят на вооружение. В 1993 году планировалось произвести 13 танков, а до конца 1995-го - 60 (для укомплектования одной бригады). Всего же до 2000 года по заказу министерства обороны Франции должно быть изготовлено 850 таких машин.

По планам, составленным еще до окончания "холодной войны", заказ мог составить до 1400 танков. Но в связи с изменением внешнеполитической обстановки, а также с непомерно высокой ценой "Леклерка", правительство урезало его до 800, а затем и до 406 машин. В 1993 г. GIAT заключил договор с ОАЭ на экспорт 390 модифицированных "Леклерков" и 46 БРЭМ на его базе. Производство для ОАЭ завершено в 1999 г.




"Леклерк" выполнен по традиционной компоновочной схеме, с передним расположением отделения управления и задним - моторно-трасмиссионного отсека. Боевая масса по сравнению с другими западными ОБТ невелика - всего 55 т. При этом многие компоновочные решения, касающиеся размещения как экипажа, так и внутренних систем машины, в западном танкостроении применены впервые. В частности, члены экипажа практически изолированы друг от друга; отсутствует заряжающий, благодаря автомату заряжания в башенной нише; нетипичен способ установки орудия.

Основные тактико-технические характеристики французского танка сопоставимы с ТТХ американского М1А2 “Абрамс”, германского "Леопард-2" и английского “Челленджер-2”. Он имеет ряд отличительных черт и конструктивных особенностей по сравнению с предыдущими серийными образцами, выпускаемыми французской бронетанковой промышленностью.
В соответствии с классической компоновкой в танке “Леклерк” предусматривается размещение большей части экипажа в бронированной башне кругового вращения. Экипаж состоит из трех- человек, в башне слева от пушки расположено место командира, справа - наводчика. В нише задней части башни установлен автомат заряжания (A3), а между ним и боевым отделением находится броневая перегородка. Механик-водитель размещается в носовой части корпуса, его рабочее место смещено к левому борту.




Благодаря использованию в конструкции танка автомата лряжания пушки и компактной силовой установки (при мощности 1500л.с. рабочий объем цилиндров двигателя танка “Леклерк” не превышает объема силовой установки АМХ-30, развивающей мощность 750л.с.) внутренний объем корпуса значительно меньше, чем у других западных образцов, а длина ходовой части сокращена примерно на 1м. В результате боевая масса танка не превышает 55 т (у М1А2 - 62,5 т), а удельная мощность двигателя составила 27,5л.с./т, что позволяет при трогании с места достигать скорости 32 км/ч за 5,5 с. Общее улучшение характеристик силовой установки не вызвало существенного повышения расхода горючего.

К особенностям компоновки танка относится и то, что все члены экипажа практически изолированы друг от друга и от пушки с автоматом заряжания, что повышает эффективность защиты от оружия массового поражения и снижает загазованность обитаемого пространства при стрельбе из пушки.




Основное вооружение "Леклерка" - гладкоствольное 120-мм орудие CN-120-26 с общей длиной 7,1 м и длиной ствола в 52 калибра, стабилизированное в двух плоскостях. Ствол и казенная часть объединены в защищенный броней блок, встроенный посередине башни и разделяющий боевое отделение пополам. Благодаря размещению пушки в специальном коробе, в котором закреплены цапфы, ее установка и демонтаж осуществляются вместе с коробом без снятия башни. Начальная скорость бронебойного снаряда при ведении огня исключительно высока - до 1750 м/с, эффективная дальность стрельбы по бронированным целям 3500 м., осколочно-фугасный снаряд покидает ствол на скорости 1100 м/с. По набору боеприпасов CN-120 соответствует стандарту STANAG-4385. Орудие выглядит не совсем обычно для нынешних времен из-за отсутствия газового эжектора - продувка ствола производится сжатым воздухом, который, помимо удаления пороховых газов, охлаждает его. Сжатый воздух подается четырехцилиндровым четырехтактным компрессором, установленным в башне танка. У дульного среза установлен датчик скорости снаряда. Пушка "Леклерка" считается наиболее мощной среди вооружения танков 3-го поколения, превосходящую германскую Rh-120/L44 вместе с ее американской разновидностью М256 и советскую 2А46М (возможно, за исключением швейцарского орудия 120CTG). Впрочем, с ее высокими характеристиками связан и ряд недостатков: сложность в производстве и дороговизна, относительно небольшой ресурс ствола (около 400 выстрелов). Благодаря широкой амбразуре башни в будущем возможно оснащение "Леклерков" и 140-мм артиллерийской системой.



В качестве вспомогательного используются 12,7-мм спаренный пулемет, зенитный 7,62-мм пулемет с дистанционным управлением на крыше башни и многоцелевая гранатометная установка.

"Леклерк" - первый ОБТ Запада, оборудованный механизмом заряжания (Автомат заряжания пушки танка “Леклерк”, разработан французской фирмой “Крезо-Луар”, электрического типа). Для снижения опасности детонации боекомплекта, приводящего к гибели экипажа и разрушению танка, АЗ установлен в башенной нише и отделен от обитаемого объема броневой заслонкой; в крыше башни обустроены 3 вышибные панели для снижения давления в нише башни в случае возгорания БК. В механизированной укладке снаряды расположены горизонтально, вдоль оси танка. АЗ содержит 22 снаряда и способен распознавать до 6 типов боеприпасов. После его выбора конвейер укладки разворачивается, орудие автоматически снижается до угла заряжания, и выстрел подается на досылатель и входит в казенник. Теоретически, цикл "заряжание-выстрел" проходит за 4 с, но практическая скорострельность - не 15, а 10-12 выстрелов в минуту. Автоматизированная боеукладка может пополняться как снаружи танка через квадратный лючок в задней стенке, так и изнутри, из дополнительного боекомплекта, находящегося справа от механика-водителя и насчитывающего 18 унитарных выстрелов,размещенных в боеукладке барабанного типа, находящейся в передней части корпуса справа от механика-водителя. Естественно, что после израсходования механизированного БК скорострельность падает в разы.




При создании "Леклерка" французские конструкторы отказались от вооружения танка спаренной автоматической пушкой ради экономии внутреннего объема, а также из-за недостаточного боекомплекта. Все же, в качестве СП используется крупнокалиберный 12,7-мм "Браунинг" с 800 патронами боезапаса. У командирского люка установлен зенитный пулемет "Mod. 52", управляемый дистанционно. На экспортных машинах пулемет заключен в пластиковую оболочку; некоторые "Леклерки" вооружались двумя ЗП.

Боекомплект пушки включает 40 унитарных артвыстрелов со сгорающей гильзой, 22 из них находятся в автомате заряжания. Заряжание производится с пульта управления A3 при угле снижения пушки до 1,8° и ведении огня как с места, так и в движении. В боекомплект входят выстрелы с кумулятивно-осколочным снарядом (НЕАТ-МР-Т, национальная маркировка OECL 120 F1) и бронебойным подкалиберяым оперенным снарядом с отделяющимся поддоном (APFSDS-T, OFL 120 F1). В настоящее время ведутся переговоры об установке автомата заряжания этого типа на модернизированные американские танки М1А2. Артвыстрелы танков “Леклерк”, “Абрамс” и “Леопард-2” взаимозаменяемы. Спаренный с пушкой 12,7-мм пулемет имеет прицельную дальность стрельбы 2000м, причем на дальностях до 600м траектория полета пули практически совпадает с траекторией полета снарядов обоих типов, что значительно упрощает процесс прицеливания. Боекомплект 800 патронов.




7,62-мм пулемет установлен на крыше башни за люком наводчика и имеет механические приводы наведения, с помощью которых как командир танка, так и наводчик орудия могут вести огонь при закрытых люках башни. Угол обстрела по азимуту составляет 360°, по углу места - от -10 до + 40°. При необходимости пулемет легко снимается и используется как ручной. Боекомплект 2000 патронов.

Создатели танка предпочли широко распространенным дымовым гранатометам многофункциональную установку "Галикс 13"(GAUX) Она включает в себя два блока по 9 80-мм гранат, из которых четыре - дымовые, две - инфракрасные ловушки для постановки помех ПТУРам с наведением по лазерному лучу (время действия - примерно 10 с), три - осколочно-фугасные для стрельбы по пехоте, расположенных по обеим сторонам башни. Дымовая граната (масса 5,1кг, длина 400мм) выстреливается на дальность 30 - 50м и образует завесу в секторе до 120°. Продолжительность дымообразования 30 с. Противопехотная граната (2,8кг, 340мм) при взрыве образует около 1000 осколков массой по 0,2г, имеющих скорость до 1600 м/с. Противопехотные гранаты выстреливаются примерно на 15м и поражают живую силу противника, находящуюся сзади или сбоку от танка на удалении до 30м. Гранаты - тепловые ловушки образуют помехи противотанковым ракетам с инфракрасными головками самонаведения.

Продолжительность их действия после выстрела 10 с. Комплекс приборного и электронного оборудования танка “Леклерк” выполнен с учетом последних технических и технологических достижений в данной области.




Система управления огнем (СУО) имеет следующий состав:
-прицелы командира и наводчика со встроенными лазерными дальномерами;
-тепловизионная камера;
-восемь перископических приборов наблюдения командира;
-бортовой автоматический метеорологический пост, показывающий атмосферное давление, температуру воздуха, скорость и направление ветра;
-систему динамического согласования линии прицеливания с осью канала ствола пушки; --
-стабилизатор (в двух плоскостях) вооружения.

Все элементы системы управления огнем замыкаются на ЭВМ СУО, которая производит расчет данных для стрельбы, вводит необходимые поправки, а также контролирует работу всех систем и агрегатов. Время, необходимое для приведения системы управления огнем в боеготовое состояние, не превышает 1 мин с момента включения.





Прицел командира независимый, со стабилизированным полем зрения, двухканальный. Канал для стрельбы днем имеет две кратности увеличения, что дает возможность обнаруживать цели на расстоянии до 4600м. Дальность действия канала ночного видения пассивного типа 500м. Прицел позволяет командиру давать целеуказания наводчику орудия или самостоятельно вести огонь из пушки и спаренного с ней пулемета. Головная часть прицела наводчика жестко закреплена в бронемаске пушки, а окулярная неподвижно установлена в башне. Поле зрения прицела стабилизировано в-двух плоскостях. На каждом из восьми перископических приборов наблюдения командира есть кнопка целеуказания. При нажатии на нее пушка автоматически переводится на линию визирования данного прибора.

Система динамического согласования линии прицеливания с осью канала ствола включает лазер малой мощности, находящийся на бронемаске пушки, и датчик, который принимает его луч, отражающийся от зеркала над дульным срезом ствола пушки. Эта система во время стрельбы постоянно осуществляет контроль за согласованием пушки с прицелом. В случае возникновения рассогласования ЭВМ СУО автоматически вводит в прицел необходимые поправки. Стабилизатор вооружения танка “Леклерк” имеет электрические приводы наведения башни и пушки (из конструкции башни полностью исключены гидравлические системы и агрегаты для снижения вероятности возникновения пожара). Он позволяет вести прицельный огонь при движении танка по пересеченной местности на скорости 36 км/ч и более, а скорость движения поражаемых целей может достигать 72 км/ч. У башни танка автономная система аварийного электроснабжения с питанием от аккумуляторной батареи, которая служит также для питания приборов и агрегатов СУО при неработающем двигателе.



Помимо электронных систем СУО, на танке установлены: вторая бортовая ЭВМ (управляет другими системами танка, а при необходимости способна выполнять функции ЭВМ СУО); электронные блоки управления автоматом заряжания, двигателем, коробкой передач, системами защиты от воздействия оружия массового поражения, противопожарной и т.д.; танковое переговорное устройство; УКВ радиостанция, способная передавать речевые донесения и информацию в цифровой и графической формах; навигационная система. Радиостанции танка “Леклерк” могут быть включены в единую радиосеть с центрами управления в полковом и дивизионном звеньях.

Вышеперечисленные компоненты являются составными частями танковой информационно-управляющей системы (ТИУС), которая совмещается с единой полковой системой управления боем. Она передает в автоматическом режиме на командный пункт полка и командиру подразделения формализованные данные о местоположении и направлении движения танка, расходе боеприпасов, топлива и т.д., принимает распоряжения и приказы (в речевой, графической и цифровой формах) и доводит их до командира танка. Аналогичными системами в настоящее время оборудуются американские танки M1A2 “Абрамс”.




Комплекс приборного и электронного оборудования танка “Леклерк” обладает высоким уровнем живучивости. Наиболее важные электрические цепи и системы дублированы. Стоимость всего комплекса приближается к 60 проц. стоимости всей машины. Лобовая броня танка “Леклерк” многослойная модульного типа, с использованием керамики, кевлара и стальных плит различной твердости. Поврежденные модули могут заменятся в полевых условиях. Направляющие колеса и два передних опорных катка защищены противокумулятивными экранами. Лобовая броня башни и корпуса гарантирует надежную защиту от всех существующих противотанковых боеприпасов и не требует установки дополнительной реактивной брони. Двигатель UDV-8X восьмицилиндровый V-образный (угол развала блоков цилиндров 90 ). Монотопливный дизель с турбонаддувом (его масса 2100кг, рабочий объем цилиндров 16,48л).

Гусеничный движитель и ходовая часть подобны АМХ-40, за исключением типа подвески. 6 опорных катков (сдвоенных, с наружной амортизацией, небольшого диаметра) имеют гидропневматическую подвеску с нерегулируемым клиренсом. Это решение, пока не очень распространенное в мировой практике, обусловлено необходимостью экономии массы и повышения плавности хода из-за сложной электроники танка, чувствительной к сильной вибрации. Гусеницы - стандартного в НАТО типа, с двойными резинометаллическими шарнирами, асфальтоходными башмаками и обрезиненной внутренней поверхностью.



Силовая установка "Леклерка" - 1500-сильный восьмицилиндровый дизель V-8X-1500, наиболее компактный и мощный из всех современных дизельных двигателей (за вычетом МВ 883). При массе около 1600 кг и рабочем объеме цилиндров 16,5 л удельная мощность его в 2 раза выше, чем у германского МВ 873, при этом по габаритам он в три раза меньше. Столь высокие показатели достигнуты благодаря системе наддува "Гипербар", состоящего из турбокомпрессора и камеры дожигания (устроенной по принципу ГТД) и создающего повышенное давление наддува с целью увеличения мощности. "Гипербар" может использоваться как вспомогательный двигатель в случае отказа основного.

Автоматическая трасмиссия с одноступенчатой гидромеханической передачей ESM 500 имеет 5 передних и 2 задних скорости. Коробка передач управляется процессором двигателя, но предусмотрено и ручное переключение скоростей. Механизм поворота - дифференциального типа с суммирующими планетарными рядами, механические дисковые тормоза сухого трения размещены в бортовых редукторах. Трансмиссия объединена с двигателем и подвержена быстрому демонтажу в полевых условиях.


Двигатель отличается весьма высоким расходом топлива, поэтому его запас во внутренних баках (в МТО) увеличен до 1300 л; по 200 л горючего содержат внешние резервуары на корме танка (по типу советских ОБТ), подключенные к топливопроводной системе. "Леклерк" по своей подвижности опережает даже Т-80У: на асфальтовом покрытии его максимальная скорость приближается к 72 км/ч.


Корпус танка в общих чертах повторяет АМХ-40. Верхний лобовой лист сильно наклонен, нижняя деталь составлена из двух плит. Многослойные броневые преграды соединены сваркой. По утверждениям производителей, они обеспечивают полную защиту от БС калибром до 105 мм включительно и могут выдержать неоднократные попадания 120-125-мм снарядов, однако большинство сторонних экспертов (в т. ч. П. Лаковски) считают защиту корпуса невысокой - до 500 мм эквивалента от БПС у верхней лобовой детали; НЛД, вероятно, много слабее - порядка 80-100 мм. Борта вертикальные, защищают от огня малокалиберных пушек. Подвеску прикрывают тонкие стальные ПКЭ, в передней части - металлические короба дифференцированного бронирования. На "Леклерках" второй серии RT2 (и более поздних) броню корпуса усилили в передней части дополнительными элементами и по бортам - тонкими пластинами на болтовом креплении.



Башня сварная, с низким профилем, по ширине почти соответствующая корпусу. Лобовая и частично бортовая броня представляет из себя пассивные многослойные плиты-модули, подверженные замене (что немаловажно в боевых условиях и при модернизации), что обусловило нестандартный, футуристический вид башни. Стойкость брони известна лишь приблизительно: защищенность фронтальной проекции от БС может составлять от 650 до 700 мм (в зависимости от типа сердечника), от КС - до 1200 мм. Приведенные цифры - данные российских специалистов; вышеупомянутый Лаковски определил толщину лобовой брони башни в пересчете на катаную сталь в 900/1700 мм от БПС/КС. В то же время, по заявлениям инженеров GIAT, лоб башни способен выдерживать попадания 120-мм БПС М829А2 (урановый моноблок; б/п - 720-750 мм/2 км, более 800 мм в упор), правда, при этом не указывается расстояние. Вполне вероятно, что истинное значение находится между российской и американской оценками и близко к официальной. Устройство бронемодулей достоверно неизвестно: если бортовые блоки, судя по всему, являются обычной разнесенной сталью, передние могут представлять из себя прослоенный металлом полимерный массив или бронепреграды с отражающими листами. Что же касается состава спецбронирования во фронтальных зонах самой башни, то не следует исключать наличие в них обедненного урана. Крыша башни бронирована сильно - с учетом появления боеприпасов, поражающих танк сверху. На танке нет командирской башенки, однако командир, как и наводчик, могут для обзора воспользоваться призматическими приборами наблюдения в люках. Позднесерийные и экспортные "Леклерки" отличимы по массивному контейнеру кондиционера на крыше башни позади люка командира.

Главная особенность танка, приведшая к его определению некоторыми специалистами как "ОБТ 4-го поколения" - принципиально новый уровень компьютеризации и информационной интеграции. Все электронные системы "Леклерка" - СУО, ЭВМ, управляющая основными агрегатами и силовой установкой, средства связи - составляют единую танковую информационно-управляющую систему (ТИУС). Комплекс управления огнем включает в себя прицел наводчика марки HL60 с переключаемым 3,3- и 10-кратным оптическим увеличением, встроенными пассивными ПНВ с 10-кратным увеличением и лазерным дальномером; полноповоротный командирский прибор наблюдения с переменной панкратикой, позволяющий командиру дублировать наводчика; блок выверки линии прицеливания и кривизны ствола (в контейнере над орудием); баллистический вычислитель; атмосферные датчики. Информация выводится экипажу на многофункциональные мониторы; важнейшие функции СУО встроены и в основную бортовую ЭВМ. Электроника контролирует работу двигателя, трансмиссии, вооружения, ППО и других узлов, фиксируя неполадки и выдавая оповещения экипажу. Две радиостанции, система спутниковой навигации и ЭВМ оптимальным образом включает танк в боевую обстановку, предоставляя широчайшие возможности связи и координации, а высокая помехозащищенность снижает воздействие средств РЭБ.




Как известно, первое время ТИУС "Леклерка" демонстрировала недостаточную надежность. Однако, начиная с серии RT4, значительную часть проблем удалось ликвидировать. В настоящее время "Леклерк" может считаться относительно надежной машиной.

До сих пор "Леклерки" не появлялись на реальном поле боя. Единственный раз они отметились в "горячей точке" в 1999 г., числясь во французских подразделениях международного контингента KFOR. На Балканы были отправлены "Леклерки" поздних серий, с дополнительным бронированием.

Продажи танков за рубеж, как уже упоминалось, оказались невелики. Если АМХ-30 все еще состоит на вооружении целого ряда государств, то "Леклерк" экспортировался лишь в Объединенные Арабские Эмираты. Причина единственная: огромная цена. Стоимость одного "Леклерка" превышает 10 млн долларов, что является абсолютным рекордом в танкостроении и сопоставимо с ценой некоторых ударных вертолетов. По некоторым данным, до 60% стоимости приходится на ТИУС. Для сравнения приведем данные по расценкам на аналоги французского ОБТ: каждый "Тип 90" стоил японскому оборонному ведомству 8-9 млн долларов, американский М1А2 SEP и израильская "Меркава-4" оцениваются в 6-7 млн долларов, "Леопард-2А6" и "Челленджер-2" - приблизительно в 4-5 млн, а Т-90С (на внутреннем рынке) - всего лишь в 1,3 млн.


На экспортной модификации "Леклерка" для ОАЭ ("Тропик Леклерк") стоит остановиться поподробнее. На нем заменили двигатель (устанавливается немецкий MTU 873 в 1500 л. с., более надежный в жарком ближневосточном климате), улучшили ФВУ и кондиционер, изъяли ОПВТ. Усилена бортовая броня: стальные плиты прикрывают большую часть подвески. На борт башни навешивается дополнительная корзина.


Уже в настоящее время известны некоторые данные о программе модернизации танка. "Леклерк" нового образца, предположительно, будет модернизирован по части ТИУС и защиты. Будут усилены фальшборта и лобовая броня. Возможно, танки будут оснащаться комплектом НДЗ, подобной той, что сейчас устанавливается на АМХ-30В2.

ОБТ 4-го поколения, известный как "Леклерк-2", разрабатывается на основе базовой машины. Отличия его относительно невелики: по-прежнему основное вооружение (на этот раз 140-мм ГСП) будет размещаться в обитаемой башне увеличенных габаритов. Касательно остальных аспектов усовершенствования информации пока нет. Производство намечается на 2015-2020 гг.
Если же вернуться к ныне существующему "Леклерку", то, пожалуй, сложно отыскать другой ОБТ в мире, собравший столь же противоречивые оценки. Но в итоге необходимо признать, что по имеющимся данным, в потенциале "Леклерк" - видимо, лучший ОБТ 3-го поколения. По вооруженности, мобильности и информационному оснащению он превосходит практически все мировые аналоги, по защите - как минимум, не уступает им. Однако подчеркиваем: в потенциале. У "Леклерка" он особенно велик благодаря изначально заложенной модульности и хорошим резервам для модернизации, не говоря уже об инновационных решениях, отличающих его конструкцию и оснастку. Но наличные сведения дают основания и для другого вывода - имеющийся потенциал реализован мало. Для отличного орудия до сих пор не создано мощных бронебойных снарядов: последний французский БПС, урановый OFL 120 F2, имеет бронепробиваемость всего в 650-700 мм/2 км. СУО "Леклерка", по результатам провального тендера в Греции, проявила себя очень посредственно (предположительно, из-за низкокачественных прицелов; соответствующие проблемы обнаружились и у "Челленджера-2" с подобными приборами). Наконец, следует отметить и не самый высокий уровень защиты для столь новой машины, что, видимо, связано с недостаточно совершенным составом брони. В итоге, оценить истинные боевые качества танка не представляется возможным. И не следует забывать о том, что разрыв в боевой эффективности между французским ОБТ и, к примеру, "Леопардом-2А6" или Т-90 вряд ли очень велик, особенно в общевойсковом бою, а по соотношению "цена-качество" "Леклерк", скорее всего, занимает последние в перечне современных ОБТ позиции.




Компоновочная схема танка “Леклерк”:
1 - 120-мм пушка;
2 - лазерный прибор датчика кривизны ствола пушки;
3 - прицел наводчика;
4 - 12,7-мм спаренный пулемет;
5 - дисплей наводчика;
6 - телевизионный экран наводчика;
7 - сиденье наводчика;
8 - панорамный прицел командира;
9 - 7,62-мм пулемет;
10.- дисплей командира;
11 - радиостанция;
12 - автомат заряжания;
13 - гранатометнаяустановка;
14 - коробкапередач;
15 - радиатор двигателя;
16 - бортовая передача;
17 - гусеница;
18 - фильтровентиляционная установка;
19 - гидропневматическая подвеска;
20 - сиденье командира;
21 - телевизионный экран командира;
22 - блок управления торможением;
23 - электронная вычислительная система и система управления огнем;
24 - короб для инструмента;
25 - бортовые экраны;
26 - дисплей механика-водителя;
27 - сиденье механика-водителя;
28 - панель управления;
29 - рулевое колесо;
30 - кулиса;
31 - перископический прибор механика-водителя;
32 - боеукладка барабанного типа

Тактико-технические характеристики танка "Леклерк"
Боевая масса, т 54,6
Экипаж, человек 3
Размеры, м:
- длина с пушкой вперед 9,87
- длина корпуса (без дополнительных баков) 6,88
- ширина 3,71
- высота общая 2,923
- высота по крыше башни 2,532
Клиренс, м 0,5
Среднее удельное давление на грунт, кг/ см 0,98
Вооружение:
- гладкоствольная пушка, количество х калибр, мм 1x120
углы обстрела, град:
вертикальный от -8 до +15
горизонтальный 360
начальная скорость снаряда, м/с:
подкалиберного 1750
кумулятивно-осколочного 1100
эффективная дальность стрельбы, м До 3500
боекомплект, выстрелов 40
- спаренный с пушкой пулемет, количество х калибр, мм 1x12,7
боекомплект, патроны 800
- монтируемый на башне пулемет, количество х калибр, мм 1x7,62
боекомплект, патроны 2000
- многоцелевая гранатометная установка, калибр, мм 80
количество мортир 9
дальность стрельбы, м От 15 до 50
Силовая установка:
- тип, марка Дизель, UDV-8X
- мощность при 2500 об/мин л.с. 1500
- удельный расход топлива, г/кВт.ч 230
- охлаждение Водяное
Трансмиссия:
- тип Механическая автоматическая, с электронным блоком управления
- количество передач (вперед/назад) 5/2
Подвеска:
- тип Гидропневматическая независимая
- ход катка, мм 300
Максимальная скорость движения, км/ч:
- по шоссе 71
- задним ходом 38
- вне дорог 50
Преодолеваемые препятствия:
- подъем под углом, град 30
- стенка высотой, м 1,25
- ров шириной, м 3
- брод глубиной, м:
без подготовки 1
с предварительной подготовкой 2,3
с ОПВТ 4
Емкость топливных баков (могут быть установлены еще два) , л 1300 (по 200)
Расход топлива при движении:
- по шоссе, л/км 2-3
- вне дорог, л/ч 146
Запас хода по шоссе (с дополнительными баками), км 550 (720)

120-мм пушка танка - Model F1
1. Длина пушки: 6931мм
2. Длина ствола пушки: 6200мм
3. Нормальная длина отката: 400мм
4. Ствол: гладкостенный, хромированный
5. Полная масса пушки: 2800кг
6. Масса откатывающейся части: 1980кг

тип выстрела
обозначение
начальная скорость снаряда, м/с
дальность, м
эффективность
APFSDS (W)
120 APFSDS F1-A
1790
4000
Поражает цели с гомогенной, комбинированной и динамической защитой
HEAT
120 HEAT-MP F1
1100
3000
Поражает стандартные в NATO однослойную и трехслойные мишени
HE
120 HE
1000





 
Вверх
Ответить с цитированием