Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 19.03.2016, 12:36 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Комплекс РЭБ Хибины
ezup
ezup вне форума

Многофункциональный комплекс радиоэлектронной борьбы / подавления (РЭБ / РЭП) авиационного базирования. Разработан в рамках ОКР "Хибины" Калужским научно-исследовательским радиотехническим институтом (КНИРТИ, входит в КРЭТ), главный конструктор комплекса - Александр Семенович Ямпольский. Исследования комплексов радиоэлектронной разведки (РЭР) совмещенных со станциями постановки активных помех, которые в дальнейшем привели к разработке комплекса "Хибины", начаты КНИРТИ в 1977 г. (см.ниже). В 1984 г. уже велась разработка комплекса "Хибины-10В" для вооружения самолета Т-10В / Су-34. В 1990 г. прошел приемо-сдаточные испытания первый образец комплекса Л175, созданного в рамках ОКР "Хибины". К середине 1990-х годов разработана его контейнерная версия Л-175В, предназначенная для оснащения самолетов Су-34.

Испытания контейнера Л-175В комплекса "Хибины-10В" начаты в январе 1995 г. Второй этап испытаний начат на Су-34 в Раменском в августе 1997 г. 18 марта 2014 г. комплекс Л-175В принят в составе вооружения самолета Су-34 на вооружение ВВС России.

В августе 2013 г. на авиасалоне МАКС-2013 КНИРТИ и Министерство обороны России подписали контракт на выполение ОКР по созданию и испытаниям комплекса РЭБ "Хибины-У" для самолетов фронтовой авиации. Сумма контракта - 1.6 млрд руб. Кроме КНИРТИ в разработке будет принимать участие НИИ "Экран" (г.Самара). В рамках ОКР комплекс будет размещен на самолете Су-30СМ (источник).

Комплекс РЭП обеспечивает защиту самолета от противовоздушных и авиационных средств поражения.


Контейнер комплекса РЭБ "Хибины" Л-175В на самолете Су-34 борт №04 красный (источник).

История разработки комплекса РЭБ "Хибины":
В 1977 г. в КНИРТИ начаты исследования создания комплексов радиоэлектронного подавления на базе функциональных блоков базовых конструкций (ФББК). Это были НИР "Проран" (научный руководитель - И.И.Захарченко, заместитель - А.С.Ямпольский) - разработка аппаратуры радиотехнической разведки (РТР); и НИР "Регата" (заместитель научного руководителя - А.Н.Денисов) - разработка аппаратуры активных помех. В 1980 г. НИРы успешно защищены КНИРТИ и в 1982 г. начаты ОКР "Проран" (главный конструктор А.С.Ямпольский) и ОКР "Регата" (главный конструктор В.Г.Суптеля). Позже в рамках ОКР "Хибины" эти ОКРы были объединены в один комплекс РЭБ.

В состав опытного комплекса РЭП "Хибины-10" / Л-175 входил широкополосный блок точного запоминания частоты - блок ТШ - в состав которого входила модернизированная цифровая линия задержки "Ответ" с использованием быстродействующих микросхем "сотой" серии. В 1984 г. разработка блока ТШ передана внутри КНИРТИ в другой отдел, где эти работы были объединены с другими разработками высокочастотных систем для комплекса РЭП. Линия задержки "Ответ" была модернизирована в "Ответ-М".

Первый опытный образец комплекса, который полностью соответствовал исходному ТЗ и выполненный на ФББК по своим массогабаритным характеристикам не позволял размещение на борту самолета. Поэтому при работе над комплексом "Хибины-10В" / Л-175В конструкторы КНИРТИ плотно взаимодействовали с конструкторами ОКБ им.П.О.Сухого. В рамках ОКР "Хибины" работы по Л175В возглавлял заместитель главного конструктора по конструированию В.В.Крючков. В 1990 г. первый однопостовой образец Л-175 в блоках ФББК прошел приемо-сдаточные испытания и был оставлен на хранение в КНИРТИ. Второй комплект аппаратуры Л-175 был использован для размещения в контейнере - изделии Л-175В. Первый полет Су-34 с аппаратурой Л-175В состоялся в январе 1995 г. Был начат первый этап приемо-сдаточных летных испытаний. В августе 1997 г. в ЛИИ в Раменском состоялся первый полет Су-34 в рамках второго этапа испытаний комплекса Л-175В.


Опытный самолет Су-34 борт №46 оснащенный опытным комплексом "Хибины-10В" / Л-175В (Топорков Н.В. "Хибины" - автоматизированный комплекс защиты самолетов).

Из-за сложностей с развертыванием серийного производства и самолетов-носителей Су-34 и собственно комплексов Л-175В в КНИРТИ начата разработка под руководством А.С.Ямпольского 4-контейнерного наращиваемого варианта комплекса "Хибины" для обеспечения групповой защиты самолетов. В состав комплекса входили контейнеры У1 и У2 рабочий частотный диапазон которых совпадал с частотным диапазоном "Хибин" - это контейнеры, которые не требовали своей исполнительной радиотехнической разведки для целеуказания - фактически это были мощные передачики. Вторая пара контейнеров - Ш1 и Ш0 - имела рабочий диапазон отличный от "Хибин" и для их работы требовалась и иная логика и отдельная система исполнительной радиотехнической разведки. С использованием наработок по этой теме, вероятно, был создан комплекс РЭБ Л-265 "Хибины-М", который может применяться как в бесконтейнерном варианте - только со встроенным в планер самолета (Су-35С) оборудованием, так и с использованием контейнеров.

При разработке варианта комплекса "Хибины-60" было использовано предварительное имитационное математическое моделирование функционирования комплекса на борту самолета. Такой же подход был использован при разработке аппаратурно-алгоритмической структуры станции помех КС418.

Состав комплекса типа "Хибины":
- система РЭР "Проран" или более современная;
- система постановки активных помех "Регата" или более современная (в контейнере или в планере самолета);
- система постановки активных помех групповой защиты (в контейнере);
- широкополосный блок точного запоминания частоты - блок ТШ:
- вычислительная многопроцессорная подсистема;

ТТХ комплекса:

Л-175В Л-265
Длина контейнера 4950 мм
Диаметр контейнера 350 мм
Масса контейнера 300 кг



Область покрытия в задней и передней полусферах сектор +-45 град
Диапазон рабочих частот аппаратуры радиотехнической разведки
1,2...40 ГГц
Диапазон рабочих частот аппаратуры постановки активных помех
4...18 ГГц
Диапазон рабочих частот контейнеров активных помех групповой защиты
1...4 ГГц
Потребляемая мощность 3600 вт


Модификации:
- НИР / ОКР "Проран" - разработка комплекса радиоэлектронной разведки;

- НИР / ОКР "Регата" - разработка комплекса постановки активных помех;

- ОКР "Хибины" - комплекс радиоэлектронной разведки (ОКР "Проран") объединенный с комплексом поставновки активных помех ("ОКР "Регата");

- комплекс "Хибины-10В" / Л-175В / Л-175ВЭ - комплекс РЭП для самолетов Т-10В / Су-34.

- комплекс "Хибины" / КС-418Э - проект комплекса РЭП для экспортных самолетов Су-24МК / Су-24МК2, разработка комплекса видимо не завершена.


Контейнер КС-418Э (http://militaryphotos.net).

- комплекс РЭП "Хибины-М10" / "Хибины-М6"

- комплекс РЭП "Хибины-60"

- комплекс РЭП "Хибины-М" Л-265 / Л-265М10 (источник) - комплекс РЭП самолета Су-35С с контейнерами на законцовках крыла.

- комплекс РЭБ "Хибины-У" - усовершенствованный вариант комплекса. В августе 2013 г. на авиасалоне МАКС-2013 КНИРТИ и Министерство обороны России подписали контракт на выполение ОКР по созданию и испытаниям комплекса РЭБ "Хибины-У" для самолетов фронтовой авиации. В рамках ОКР комплекс будет размещен на самолете Су-30СМ.

- комплекс "Тарантул" - развитие комплекса "Хибины" разработки КНИРТИ.


Носители:
- Су-34 - контейнер Л-175В / Л-175ВЭ с комплексом РЭП "Хибины".


Су-34 борт №48 с контейнерами комплекса Л-175В на концах крыльев и с контейнером группового РЭП под фюзеляжем (http://militaryphotos.net).

- Су-24МК / Су-24МК2 - контейнер КС-418Э с комплексом РЭП "Хибины".


Макет Су-24М с контейнером КС-418Э на одном авиасалонов МАКС, 2000-е годы (источник).

- Су-35 - комплекс "Хибины-М" / Л-265.

- Су-30СМ - комплекс "Хибины-У" в рамках ОКР по его созданию и испытаниям планируется размещать на Су-30СМ.

Стоимость:
- комплекс Л-175В имеет цену (согл.контракта от 14.01.2013 г.) не более 123 млн. руб.

Статус: Россия
- 1995 г. январь - первый полет Су-34 в рамках программы летных испытаний комплекса "Хибины".

- 1997 г. август - начало второго этапа летных приемо-сдаточных испытаний комплекса "Хибины".

- 2000 г. апрель - в ходе комплексных исследовательских учений ВВС изучалась возможность Су-34, оснащенного станцией РЭБ «Хибины», выполнять «прикрытие» фронтовых бомбардировщиков Су-24М (источник).

- 2013 г. 14 января - КНИРТИ подписан договор № 403/15-17 с ОАО «Компания «Сухой» на выполнение работ по изготовлению комплекса Л-175В (92 комплекта). Сумма договора - 11.329 млрд. руб.Срок выполнение - не позднее 31.03.2020 г. (ист. - Годовой отчет за 2012 г.).

- 2014 г. 14 апреля - в ходе учений на полигоне Мухор-Кондуй в Бурятии Су-34 поставят помехи для самолета дальнего радиолокационного обнаружения и наведения А-50, истребителей-перехватчиков МиГ-31 и наземной группировки противовоздушной обороны. Несмотря на это операторы ДРЛО А-50 попытаются определить цели и выдать целеуказания пилотам самолетов МиГ-31 (источник).

- 2014 г. 15 апреля - на одном из сайтов патриотической направленности появилась публикация "Хибины" против "Иджис" или что так сильно испугало Пентагон?" (источник), которую модераторы даже того сайта определили в раздел "Домыслы". В статье с искажением фактов описывается якобы атака Су-24 с применением комплекса "Хибины", которая якобы имела место в недавнем облете самолетом такого типа американского эсминца "Дональд Кук" 12 апреля 2014 г. Статья вызвала оживленное обсуждение в сети и была перепечатана многими сайтами включая весьма уважаемые. Позже была удалена так же на многих сайтах. Что касается реальной ситуации, то можем отметить следующее:
- облет самолетом Су-24 американского корабля действительно имел место;
- во время облета американского корабля Су-24 не совершал никаких враждебных действий.
- комплекс "Хибины" не устанавливается на самолеты Су-24.


Источники:
Комплекс РЭБ Хибины, 2014 г. (источник).
Су-35: истребитель на "подхвате". 2013 г. (источник).
Топорков Н.В. "Хибины" - автоматизированный комплекс защиты самолетов. (источник).
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 19.03.2016, 12:39 #2   #2
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Комплекс РЭБ Хибины
ezup
ezup вне форума

КРЭТ: самолёты российских ВКС массово оснащаются новейшими комплексами «Хибины»

В прошлом году Концерн «Радиоэлектронные технологии» передал Минобороны большое количество противоракетных комплексов «Хибины», передаёт РИА Новости сообщение замруководителя концерна Игоря Насенкова.



Насенков не уточнил количество изготовленных комплексов, лишь отметил, что их передано военным «очень много».

Он пояснил, что «комплекс "Хибины" обеспечивает индивидуальную защиту самолётов от ракетных атак вражеских истребителей и наземных средств ПВО».

По данным производителя, «комплекс создает вокруг самолёта защитное радиоэлектронное поле, в результате управляемые ракеты теряют цель».

Таким образом, отметили в КРЭТ, «самолёты становятся невидимыми для противника». В частности, "Хибинами" оснащаются бомбардировщики Су-34.

В пятницу пресс-служба предприятия сообщила, что в этом году российским военным будет поставлено продукции на сумму, превышающую 100 млрд. руб.

«Предполагаемый объём продукции, который планируется реализовать в текущем году, составит более 101 миллиарда рублей. В 2016 году планируется нарастить поставки наземных, авиационных и корабельных систем РЭБ и РЛС и перспективных средств государственного радиолокационного опознавания», – рассказали в пресс-службе.


Использованы фотографии: pbs.twimg.com/media/CTokxdQVAAAlf2h.jpg
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 24.05.2016, 11:36 #3   #3
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Комплекс РЭБ Хибины
ezup
ezup вне форума

Комплекс РЭБ "Хибины"

Современная военная техника немыслима без широчайшего использования радиотехнической аппаратуры. Радары, локаторы, средства наведения на цель… Все это в условиях современной войны чрезвычайно важно. Неудивительно, что отечественные инженеры всегда старались разработать эффективное средство для подавления радиотехники потенциального противника. Таковым стал РЭБ «Хибины».

Основные сведения




Многофункциональный комплекс, предназначенный для установки на авиационную технику, был разработан в ОКР «Хибины», что в Калуге. Главным конструктором был назначен талантливый инженер Александр Семенович Ямпольский.


В СССР первые целенаправленные исследования в области постановки активных помех начались еще в 1977 году. Уже в 1984-м работы вылились в создание первых комплексов РЭБ «Хибины», которые изначально были предназначены специально для установки на самолеты Су-34. В 1990 году, незадолго до развала ССССР, первые модели уже проходили приемочные испытания в рамках специально созданной государственной комиссии. Несмотря на распад государства и все сопутствующие сложности, к середине 90-х годов была закончена разработка контейнеров для комплекса.
Для чего вообще предназначен РЭБ «Хибины»? Его основная роль – защита самолета от средств ПРО и ракет класса «воздух-воздух», которые могут быть использованы вражескими летчиками. Суть его действия – подавление систем самонаведения этих средств поражения путем постановки активных помех.


Испытания

Их испытания были назначены на конец 1995 года. Государственной проверке подверглись существенно доработанные образцы, в которых были исправлены многие недочеты предшествующих моделей. Несмотря на это, определенные недостатки были выявлены и на этот раз. А потому окончательный тур испытаний стартовал только в конце августа 1997 года. Весной 2004 года РЭБ «Хибины» был окончательно принят на вооружение ВВС РФ, войдя в состав комплекса вооружения для самолета Су-34.



В августе 2013 года был подписан важный контракт, по условиям которого отечественные предприятия должны будут оснастить этим оборудованием практически все самолеты модели Су-34 и прочие образцы, которые технологически могут принять на борт такое вооружение. Предполагаемая сумма работ – более полутора миллиардов рублей. Предполагается, что в дальнейшем комплекс РЭБ «Хибины» будет смонтирован на истребители Су-30М и подобные им машины.

История опытных образцов


В состав первых опытных образцов входил блок, отвечающий за точное запоминание используемых частот (модель ТШ). Конструктивно туда же относились модернизированные блоки цифровых микросхем задержки сигнала «Ответ». В этом блоке были использованы новейшие компоненты «сотой» серии. Начиная с 1984 года, эти составные части «Хибин» разрабатывались в отдельном НИИ, так как объем работ оказался слишком большим для одного предприятия. В ходе работ линия задержки сигнала была модернизирована до уровня «Ответ-М».


Работа с представителями ОКБ Сухого

Нужно заметить, что первый официальный образец, который полностью соответствовал техническому заданию, попросту не умещался в отсеках самолета. Чтобы не допускать таких промахов в дальнейшем, конструкторы стали тесно сотрудничать с ОКБ Сухого на самом высоком уровне. Отныне все работы по «Хибинам» стал возглавлять В. В. Крючков.

Первые полеты


В 1990 году первый «летный» образец проходит все этапы Государственной приемки, будучи официально признанным подходящим для установки на боевые самолеты, эксплуатируемые ВВС СССР. Второй комплект был предназначен специально для монтажа в навесной контейнер Л-175В и проектировался исключительно для установки на многие модели истребителей и штурмовиков семейства Су. Как уже указывалось выше, первый полет самолета с этой аппаратурой на борту произошел в 1995 году.
Так начался первый этап заключительной части приемочных испытаний. Уже в 1997 году в Раменском Су-34 с установленным контейнером Л-175В также успешно отлетался и выполнил все тестовые задания, которые были поставлены перед конструкторами комплекса.



Вскоре выяснилось, что сложная экономическая ситуация в стране не дает быстро развернуть производство новых Су-34 в достаточном количестве, да и с самими контейнерами Л-175В для размещения комплекса РЭБ не все так просто. В то же время началась разработка нового варианта «Хибин» для защиты целой группы самолетов. Предполагалось, что эта модификация комплекса будет использоваться для обеспечения безопасности групп бомбардировщиков и истребителей, идущих в эшелоне прикрытия.
Конструкция многих элементов была предельно упрощена, что позволило значительно снизить стоимость всего комплекса. На этот раз в состав РЭБ вошли контейнеры У1 и У2. Особенность такого нововведения была в том, что их рабочая частота полностью совпадала с таковой для «Хибин». По факту, это были передатчики высокой мощности, которые можно было использовать не только для повышения мощности основного комплекса, но даже для выдачи целеуказаний.


Прочие контейнеры

Во второй паре имелись контейнеры модели Ш1 и Ш0. Вот они-то имели радиочастотный диапазон, резко отличавшийся от основного комплекса «Хибин». Они используют совершенно отличную от родительской логику управления, а потому могут быть использованы для постановки активных помех иного, более эффективного типа. Вероятно, после объединения всех наработок в этой области и был создан комплекс РЭБ «Хибины» МЛ-265.



В этой модификации присутствует возможность использования комплекса вообще без контейнеров. Так, у Су-35 это оборудование встроено прямо в конструкцию планера. В процессе создания новой модели, «Хибины-60», широко использовалось прикладное математическое моделирование, что позволило с высокой точностью предугадать поведение комплекса в самых различных боевых условиях, пусть даже и экстремальных. К слову сказать, такой же подход использовался чуть ранее, в процессе создания комплекса КС418.

Состав «Хибин»


Итак, что же включает в себя система РЭБ «Хибины»? Вот ее базовая комплектация:
  • «Сердцем» комплекса является РЭР «Проран», или же ее более современные аналоги, большая часть информации по которым засекречена.
  • Основная система для установки активных помех «Регата». Скорее всего, в настоящее время используются более современные и совершенные аналоги. Это оборудование может располагаться как в контейнере, так и монтироваться прямо в планер самолета.
  • Как мы и говорили, средства РЭБ «Хибины» включают также аппаратуру, предназначенную для постановки активных помех при защите самолетных звеньев. Монтируется в контейнер. Точные характеристики неизвестны.
  • Блок, предназначенный для точного запоминания частоты. Модель ТШ.
  • Наконец, используется компьютеризированная вычислительная система большой мощности, причем ее точные характеристики также остаются тайной.
Что же касается стоимости этого типа вооружения, то по состоянию на 2014 год цена одного комплекта составляла не менее 123 миллионов рублей.

Технические характеристики комплекса




Рассмотрим основные технические характеристики типового комплекса, находящегося внутри контейнера. Как правило, в этом амплуа используется старый, но прекрасно себя зарекомендовавший Л-175В/Л-265:
  • длина – 4,95 м;
  • диаметр – 35 см;
  • вес – 300 кг.
Области постановки активных помех

  • В передней и задней полусферах сектор перекрытия составляет +/- 45 градусов.
  • Аппаратура радиотехнической разведки может эффективно функционировать на частоте 1,2...40 ГГц.
  • Сама система постановки активных помех работает на частотах 4...18 ГГц.
  • Рабочая частота комплекса для прикрытия летных соединений - 1...4 ГГц.
  • Общая потребляемая мощность составляет 3600 Вт.
Основные этапы создания комплекса

  • Первый прототип «Проран». На этом этапе разрабатывался комплекс радиотехнической разведки.
  • «Регата». В этом случае инженеры работали уже непосредственно над созданием аппаратуры, которую можно было использовать для постановки активных помех.
  • Наконец, была создана сама станция РЭБ «Хибины», которая была получена путем соединения «Прорана» и «Регаты».
  • Разработка и выпуск модели «Хибины-10В». Это специальная модификация, предназначенная для установки на самолеты Т-10В/Су-34.
  • Комплекс КС-418Э. Разрабатывался для оснащения экспортных самолетов Су-24МК/Су-24МК2. По всей видимости, окончательная доводка данной модели не завершена и по состоянию на сегодняшний день.


Современные модификации комплекса


  • «Хибины-М10/М6».
  • Модификация «Хибины-60».
  • «Контейнерный» комплекс Л-265/Л-265М10. Эксклюзивный вариант, который в настоящее время используется только на самолетах Су-35.
  • Наиболее модифицированный и совершенный вариант, «Хибины-У». Впервые был показан на авиационном салоне МАКС-2013. Известно, что в то же время было подписано соглашение о монтировании комплекса на все отечественные самолеты фронтовой авиации. Тогда же стало известно, что эта электроника будет размещаться на Су-30СМ.
  • Наиболее совершенная модель, «Тарантул». О его разработке и применении практически ничего не известно.
Какие самолеты используются в качестве носителей?

Как можно увидеть из статьи, основные самолеты-носители этого типа оборудования – продукция ОКБ Сухого. О причинах этого мы уже говорили. Так что нет ничего удивительно в следующем перечне:
  • На Су-34 может устанавливаться контейнер Л-175В/Л-175ВЭ, в который может помещаться любая подходящая станция РЭБ «Хибины».
  • Су-35 чаще всего несет модель «М», помещенную в Л-265.
  • Су-30СМ планируется оснащать исключительно «Хибинами-У».
Испытания и применение в условиях, приближенных к боевым

О первых этапах государственных испытаний мы уже говорили. Когда еще использовалась система РЭБ «Хибины»? Сообщается, что в 2000 годах, спустя некоторое время после нападения чеченских боевиков на Афганистан, ВВС изучали возможность использования Су-34 для прикрытия бомбардировщиков Су-24. Разумеется, установленные на Су-24 РЭБ «Хибины» могли бы существенно повысить выживаемость этих самолетов в боевых условиях.
Также известно, что в 2013 году был подписан контракт, предусматривающий поставку не менее чем 92 комплексов в войска. Сумма этого договора – порядка 12 миллиардов рублей. Скорее всего, самолеты (неизвестно, какие именно) должны быть оснащены этим оборудованием не позднее 2020 года.
В апреле 2014 года проводились испытания, близкие к боевым. При этом аппаратура РЭБ «Хибины» была направлена на защиту Су-34. Предполагалось, что их будут перехватывать самолеты вероятного противника, в роли которых выступали МиГ-31. О результатах этих испытаний пока что ничего не сообщалось.

«Кук» и «Хибины»: быль или небыль?


В апреле того же года на многих ресурсах появилась одна любопытная статья. Многие трезвомыслящие источники сразу помещали ее в раздел «Домыслы». Что в ней рассказывалось о РЭБ «Хибины»? «Дональд Кук», который 12 апреля 2014 года проходил около Крыма, якобы был «атакован» Су-24, и аппаратура на его борту «давилась» именно при помощи этого комплекса. Впрочем, вскоре статьи с таким содержанием быстро удалили, так как выяснилось следующее:
  • Да, «Сушка» действительно облетала корабль.
  • Никаких враждебных действий стороны не предпринимали.
  • «Хибины» в настоящее время на Су-24 не ставятся (вот это спорный вопрос).
  • Аппаратура такого класса просто не в состоянии подавить электронику не самого маленького боевого корабля.


Итак, мы рассмотрели РЭБ «Хибины». Что это такое? По сути, это продвинутая система радиоэлектронной борьбы, позволяющая боевым самолетам уходить от ракет противника, сбивая их автоматическую систему наведения.


http://fb.ru/
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 24.05.2016, 14:30 #4   #4
Rustron
Rustron вне форума
Младший лейтенант
По умолчанию Re: Комплекс РЭБ Хибины
Rustron
Rustron вне форума

Пара вопросов по этой статье:
1) Что же на самом деле случилось с американским Куком?
2) Почему Хибины (или их аналог) не используются в Сирии?
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 24.05.2016, 14:52 #5   #5
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Комплекс РЭБ Хибины
ezup
ezup вне форума

Цитата
Сообщение от Rustron Посмотреть сообщение
Пара вопросов по этой статье:
1) Что же на самом деле случилось с американским Куком?
2) Почему Хибины (или их аналог) не используются в Сирии?
На первый вопрос трудно ответить.
Очень много противоречивой информации.
По идее Су-24 не в состоянии полностью вырубить Кука.
Так как просто не хватит мощности.
Поговаривают, что это с берега Красуха-4 поработала.
Которая сейчас Сирию прикрывает.

На второй вопрос ответ.
Хибины выпускаются в двух вариантах. Встроенные в законцовки крыльев самолетов (Су-34, Су-35)
Или в варианте подвесных контейнеров (Су-24, Су-25, Су-30)
Контейнеров у нас мизерное количество. Потому после того как сбили Су-24, в Сирии был развернут комплекс РБ "Красуха-4" которая покрывает всю территорию Сирии.
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 31.10.2017, 21:50 #6   #6
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Re: Комплекс РЭБ Хибины
ezup
ezup вне форума

Комплекс РЭБ «Хибины»



В принципе, о «Хибинах» было написано уже столько, что благодаря некоторым не совсем компетентным журналистам этот комплекс получил славу «чудо-оружия», способного гасить все на своем пути и превращать корабли в груды металла, покачивающегося на волнах.

Не будем о грустном, поговорим о том, чем в действительности являются «Хибины» и чем они страшны противнику.

История комплекса началась еще в далекие советские времена в Калуге, в стенах КНИРТИ, Калужского научно-исследовательского радиотехнического института. Работы велись с 1977 по 1990 годы. В 1995 году был пройден первый цикл испытаний, в 1997-м — второй. И только с 2014 года комплекс официально был принят на вооружение на самолет Су-34, под который, собственно, он и разрабатывался первоначально.

Естественно, за такой длинный срок, комплекс перенес не одно усовершенствование.

Многофункциональный комплекс радиоэлектронной борьбы авиационного базирования «Хибины» сегодня существует в трех вариантах.


Л-175В "Хибины-10В" — для бомбардировщиков Су-34
Л-265 "Хибины-10М" — для истребителей Су-35С
"Хибины-У" — для истребителей Су-30СМ.

«Хибины-У» отличается от двух предыдущих комплексов тем, что интегрируется в планер самолета, а не размещается в подвесных контейнерах, о чем свидетельствует отсутствие марки контейнера.

Различия между «Хибинами» серий 10В и 10М состоят исключительно в контейнере подвески. Это обусловлено конструкцией крыла Су-34 и Су-35. Принципиальных отличий в работе нет.


Для того, чтобы четко представить задачи, которые способен выполнить комплекс, стоит разобрать его состав.

В состав комплекса "Хибины" входят следующие элементы:

1. Система радиотехнической разведки на базе ОКР "Проран". Именно на базе, так как сам «Проран» очень далеко ушел от того, что было создано в прошлом веке. Система РЭР выполняет функции обнаружения радиоэлектронных средств противника (РЛС ПВО, системы наведения ракет и т.д.), классификации и определения параметров работы, определения местоположения и выдает полученную информацию вычислительной системе комплекса.

2. На основе полученных данных, вычислительная система выдает данные по координатам, времени и характеру воздействия либо на станцию постановки помех, либо на отстрел электронных или инфракрасных ловушек.

3. Блок точного запоминания частоты ТШ. Вся информация, полученная системой РЭР и обработанная вычислительной системой о параметрах частоты обнаруженных электронных средств противника, сбрасывается в блок ТШ.

Накапливаемые в блоках данные позволяют в режиме реального времени выдавать рекомендации на постановку помех любой формы, в зависимости от характеристик полученного сигнала.

4. Станция активных помех САП-518 "Регата". Элементы «Регаты» устанавливаются на крыльях Су-34 в двух контейнерах.








САП-518 предназначена для индивидуальной защиты самолета. Принцип работы — как у автомобильного «антирадара». Принятый системой РЭР сигнал обрабатывается вычислительной системой и отправляется обратно в изрядно искаженном виде.

Основные способы работы САП-518:

— задержка обнаружения самолёта-носителя КРЭП как объекта атаки для противника;
— маскировка истинного объекта на фоне ложных;
— затруднение измерения дальности до объекта, его скорости и углового положения;
— ухудшение характеристик режима сопровождения «на проходе» при сканировании луча антенны БРЛС;
— увеличение времени и затруднение захвата объекта при переходе в режим непрерывной радиопеленгации.

Так как сигнал, излучаемый «Регатой» будет более мощным, чем отраженный самолетом сигнал РЛС, то приемник противника примет и обработает более четкий и качественный из двух сигналов. Правда, несущий несколько отличные от истинных сведения о дальности, скорости, высоте, угловой скорости и координатах самолета.

Результатом станет наводка ракет ПВО противника на некую фантомную цель, местонахождение которой будет на достаточном удалении от самолета. Это называется «постановкой уводящих помех».

Постановка уводящих или имитирующих помех может предельно затруднить получение РЛС противника сведений о реальном положении самолета.

5. Контейнеры групповой защиты.


Это модернизация "Хибин", созданная для групповой защиты самолетов.

В состав входят контейнеры У1 или У2, рабочий частотный диапазон которых совпадает с частотным диапазоном "Регаты". По факту это мощные передатчики, значительно увеличивающие дальность действия САП-518 и способные прикрыть не один самолет, а целую группу.

Второй вариант — с контейнерами Ш0 и Ш1. Здесь был применен несколько иной рабочий диапазон частот, который потребовал внесения изменений в работу системы РЭР. Применение этой системы позволяет не только прикрывать группу самолетов, но и осуществлять целеуказание для других станций.

Дальнейшее развитие «Хибин» — ввод в комплекс контейнерной станции активных помех групповой защиты САП-14 "Тарантул".

«Тарантул» осуществляет постановку активных шумовых помех обзорным РЛС, ЗРК и авиационным РЛС.

Контейнерные САП позволяют превратить любой Су-34 в самолёт РЭБ, позволяя прикрывать другие самолеты в ударной группе непосредственно из боевых порядков.

6. Набор отстреливаемых ловушек и постановщиков помех: диполи, тепловые, радиоэлектронные. Отстрел может производить экипаж, может это сделать система управления комплекса.




ТТХ комплекса:

Длина контейнера: 4950 мм
Диаметр контейнера: 350 мм
Масса контейнера: 300 кг

Область покрытия в задней и передней полусферах: сектор +-45 градусов
Диапазон рабочих частот аппаратуры радиотехнической разведки: 1,2...40 ГГц
Диапазон рабочих частот аппаратуры постановки активных помех: 4...18 ГГц
Диапазон рабочих частот контейнеров активных помех групповой защиты: 1...4 ГГц
Потребляемая мощность: 3 600 Вт


Исходя из вышеизложенного, комплекс «Хибины» является весьма современным и действенным способом защиты наших самолетов от противодействия самолетов и комплексов ПВО вероятного противника.

Но оставить без электроники корабль класса эсминец, увы, не сможет. Но по нашему мнению, это последнее, о чем стоит печалиться пилотам Су-34.



Автор: Роман Скоморохов, видео: Роман Кривов
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
рэб


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
В США начинают испытания РЭБ-системы NGJ-MB, "превосходящей комплекс "Хибины" ezup Новости РЭБ, РЛС и средств связи 0 07.08.2019 16:49
Фронтовые бомбардировщики Су-34 ЗВО получат комплексы РЭБ "Хибины-2" ezup Авиационные новости 0 12.06.2019 22:12
Комплекс РЭБ Хибины ezup Средства радиоэлектронной борьбы 0 24.09.2018 18:23
РФ предложила на экспорт новейший противоракетный комплекс "Хибины" ezup РЭБ 1 11.08.2015 22:14
Комплекс РЭБ Хибины ezup Авиационные РЛС и др. оборудование 0 29.06.2014 14:12