Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 12.06.2013, 10:24 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Маловысотный ЗРК С-125
ezup
ezup вне форума



Первые зенитные ракетные системы С-25, С-75, "Найк-Аякс" и "Найк-Геркулес", разработанные в СССР и США, успешно решали основную задачу, поставленную при их создании, - обеспечить поражение высокоскоростных высотных целей, недоступных для ствольной зенитной артиллерии и сложных для осуществления перехвата истребительной авиацией. При этом в полигонных условиях была достигнута столь высокая эффективность применения нового оружия, что у заказчиков возникло вполне обоснованное стремление обеспечить возможность его применения во всем диапазоне скоростей и высот, на котором могла действовать авиация вероятного противника. Между тем минимальная высота зон поражения комплексов С-25 и С-75 составляла 1-3 км, что соответствовало тактико-техническим требованиям, сформированным в начале пятидесятых годов. Результаты анализа возможного хода предстоящих военных операций указывали на то, что по мере насыщения обороны этими зенитными ракетными комплексами ударная авиация может перейти к действиям на малых высотах(что в последствии и произошло).
В нашей стране начало работ над первым маловысотным ЗРК следует отнести к осени 1955г., когда исходя из наметившихся тенденций расширения требований к ракетному оружию руководитель КБ-1 А.А.Расплетин поставил перед своими сотрудниками задачу создания перевозимого комплекса с повышенными возможностями поражения маловысотных воздушных целей и организовал для ее решения лабораторию во главе с Ю.Н. Фигуровским.
Новая зенитная ракетная система предназначалась для перехвата целей, летящих со скоростями до 1500 км/ч на высотах от 100 до 5000 м, на дальности до 12 км, и создавалась с учетом обеспечения мобильности всех ее составляющих - зенитных ракетных и технических дивизионов, придаваемых им технических средств, средств радиолокационной разведки, управления и связи.
Все элементы разрабатываемой системы проектировались либо на автомобильной базе, либо с обеспечением возможности транспортировки как прицепов с использованием автомобилей-тягачей по дорогам, а также железнодорожным, авиационным и морским транспортом.


При формировании технического облика новой системы широко использовался опыт разработки ранее созданных систем. Для определения положения самолета-цели и ракеты использовали разностный метод с линейным сканированием воздушного пространства, аналогично реализованному в комплексах С-25 и С-75.
Применительно к обнаружению и сопровождению маловысотных целей особую проблему создавали отражения радиолокационного сигнала от местных предметов. При этом в комплексе С-75 наибольшему воздействию помех подвергался канал антенны, сканирующей в угломестной плоскости, в тот момент, когда луч зондирующего сигнала приближался к подстилающей поверхности.
Поэтому в станции наведения ракет маловысотного комплекса приняли наклонное расположение антенн, при котором отраженный сигнал от подстилающей поверхности в процессе сканирования нарастал постепенно. Это позволило уменьшить засветку экранов операторов сопровождения цели отражениями от местных предметов, а использование одного внутреннего сканера, за каждый оборот которого производилось поочередное сканирование пространства антеннами в двух плоскостях, позволило обеспечить работу радиолокатора одни м передающим устройством. Передача команд на борт ракеты производилась через специальную антенну с широкой диаграммой направленности с использованием импульсной кодированной линии. Запрос бортовых ответчиков ракет осуществлялся через систему, аналогичную принятой в комплексе С-75.
С другой стороны, для реализации узкой диаграммы направленности излучения станции наведения ракет при сканировании пространства с использованием механического сканера и допустимых габаритах ее антенн был осуществлен переход на более высокочастотный диапазон с длиной волны 3 см, что потребовало применения новых электровакуумных приборов.
Ввиду небольшой дальности действия комплекса и, как следствие, малого подлетного времени самолетов противника, в станцию наведения ракет СНР-125 была изначально заложена система автоматизированного пуска ракет (автоматизированный прибор пуска АПП-125), предназначенная для определения границ зоны поражения ЗРК, решения задачи пуска и определения координат точки встречи цели и ракеты. При вхождении расчетной точки встречи в зону поражения АПП-125 должен был автоматически производить пуск ракеты.
Для ускорения работ и снижения их стоимости широко использовался опыт разработки ЗРС С-75. Большую роль в завершении работ и принятию ЗРС С-125 на вооружение Войск ПВО страны сыграла зенитная управляемая ракета (ЗУР) ракета В-600, которая изначально создавалась для корабельного ЗРК М-1 «Волна», параллельно с С-125 создавался в НИИ-10 (ныне МНИИРЭ «Альтаир»).
Испытания специально создаваемой для С-125 ЗУР В-625 оказались неудачными и было принято решение о доработке ракеты В-600 (4К90) для наземной ЗРС С-125. На ее базе была создана ЗУР, отличавшаяся от прототипа блоком радиоуправления и визирования (УР-20) для совместимости с наземными средствами наведения ракеты.
После успешных испытаний Постановлением №735-338 эта ракета под индексом В-600П (5В24) была введена в состав ЗРС С-125.



Ракета В-600П была первой советской твердотопливной ЗУР, выполненной по аэродинамической схеме «утка», что обеспечивало ей высокую маневренность при полете на малых высотах. Для поражения цели ЗУР оснащена осколочно-фугасной БЧ с радиовзрывателем общей массой 60 кг. При ее подрыве по команде радиовзрывателя или СНР образовывалось 3560-3570 осколков массой до 5,5 г, радиус разлета которых достигал 12,5 м. Через 26 с после старта, в случае промаха, ракета уходила вверх и самоликвидировалась. Управление ракетой в полете и наведение на цель осуществлялось радиокомандами поступающими с СНР-125.
В четырех отсеках маршевой ступени в порядке их размещения, начиная с головной части, были расположены радиовзрыватель (5Е15 «Пролив»), две рулевые машины, БЧ в форме усеченного конуса с предохранительно-исполнительным механизмом и отсек с бортовой аппаратурой ЗРС С-125 предназначалась для борьбы с самолетами, вертолетами и крылатыми ракетами (КР), действующих со скоростями 410-560 м/с на высотах 0,2-10 км и дальностях 6-10 км.
Сверхзвуковые, маневрирующие с перегрузками до 4 ед.цели поражались на высотах 5-7 км, дозвуковые с перегрузкой до 9 ед. - с высот 1000 м и более при максимальном курсовом параметре 7 км и 9 км соответственно.
В пассивных помехах цели поражались на высотах до 7 км, а постановщик активных помех-на высотах 300-6000 м. Вероятность поражения цели одной ЗУР составляла 0,8-0,9 в простой обстановке и 0.49-0,88 в пассивных помехах.
Первые зенитные ракетные полки, оснащенные С-125, были развернуты в 1961 г.
в Московском округе ПВО. Одновременно зенитные ракетные и технические дивизионы С-125 совместно с ЗРС С-75, а позднее и С-200, были введены в состав бригад ПВО смешанного состава.

В состав ЗРК входит станция наведения ракет (СНР-125), зенитная управляемая ракета (ЗУР, перевозимая пусковая установка ПУ), транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) и кабина сопряжения.



Станция наведения ракет СНР-125 предназначена для обнаружения маловысотных целей на дальности до 110 км, опознавания их государственной принадлежности, сопровождения и последующего наведения на них одной или двух ракет, а также для контроля результатов стрельбы. Для решения этих задач СНР оснащена приемно-передающей и приемной системами, работающими в сантиметровом (3-3,75 см)
диапазоне волн.
С целью снижения отражений от земной поверхности они оснащены антеннами специальной конфигурации, на 45 град. развернутыми по отношению к горизонту, обеспечивающими формирование диаграмм направленности в двух взаимно перпендикулярных плоскостях для приема эхо-сигналов от цели и сигналов ответчиков ракет.



Средства станции наведения ракет


В зависимости от наличия помех СНР-125 для сопровождения целей может использовать радиолокационный или телевизионно-оптический, с дальностью действия до 25 км, каналы. В первом случае цель может сопровождаться в автоматическом (АС), полуавтоматическом (РС-АС) или ручном (РС) режимах, во втором - операторами в ручном режиме. При автономной работе поиск целей осуществляется путем кругового (360 град. за 20 с), малого секторного (сектор 5-7 град.) или большого секторного (20 град.) обзора по азимуту. При смене позиции антенный пост транспортировался на придаваемом прицепе 2-ПН-6М.



Двухбалочная перевозимая ПУ 5П71 (СМ-78А-1), наводимая по азимуту и углу места следящим электроприводом, предназначалась для размещения двух ракет, их предварительного наведения и наклонного пуска в цель. После развертывания на стартовой позиции (допустимый уклон площадки до 2 град.) ПУ требовала горизонтирования винтовыми домкратами.



ТЗМ ПР-14А (ПР-14АМ, ПР-14Б) служила для транспортировки ракет 5В24 и заряжания ими пусковых установок. Эта ТЗМ и ее последующие модификации (ПР-14АМ, ПР-14Б) были разработаны в ГСКБ на шасси автомобиля ЗиЛ-157. Время заряжания ПУ ракетами с ТЗМ не превышало 2 минут.



Кабина сопряжения и связи 5Ф20 (5Ф24, 5X56) обеспечивала работу СНР в режиме приема целеуказания от АСУ.
Для раннего обнаружения низколетящих целей дивизиону могли придаваться РЛС типа П-12 метрового и П-15 дециметрового диапазонов. Для увеличения дальности обнаружения маловысотных целей последняя оборудовалась дополнительным антенно-мачтовым устройством «Унжа». Кроме того, дополнительно могла быть придана аппаратура радиорелейной связи 5Я61 (5Я62, 5Я6З) «Циклоида», а для тренировок операторов СНР и офицеров наведения аппаратура «Аккорд», придаваемая ЗРК С-75 и С-125 из расчета один комплект на четыре зенитных ракетных дивизиона.



РЛС П-12




РЛС П-15


Вся аппаратура ЗРК размещена в буксируемых автомобильных прицепах и полуприцепах, что обеспечивало размещение дивизиона на относительно ровной площадке размерами 200х200 м с малыми углами закрытия. Как правило, на подготовленной позиции все средства СНР-125 размещались в заглубленных железобетонных укрытиях с дополнительным земляным покрытием, ПУ - в полукольцевых обваловках, ЗУР - в стационарных сооружениях по 8-16 ракет в каждом или на позициях дивизионов.



Кабина пункта управления ЗРК С-125"Печора"


Модификации :
ЗРК С-125 «Нева-М» - первый вариант модернизации этой системы. Решение об этом было принято уже в марте 1961 г., когда С-125 «Нева» еще не состояла на вооружении. Работы по ее совершенствованию должно было осуществить КБ завода №304 под общим руководством КБ-1. Принят на вооружение 27.09.1970 г. Общий объем работ предусматривал создание ЗУР В-601П (5В27), расширение и доработку аппаратуры СНР-125 применительно к новой ракете, а также создание новой четырехбалочной ПУ 5П73 для использования ракет В-600П и В-601П, модернизированных ТЗМ (ПР-14М, ПР-14МА) на шасси автомобиля ЗиЛ-131 или Урал.



Ракета В-601П (5В27) была принята на вооружение в мае 1964 г. Основное направление работ при ее создании заключалось в разработке нового радиовзрывателя и маршевого двигателя на принципиально новом топливе с высоким удельным импульсом и повышенной плотностью. При сохранении общих габаритов ракеты это вело к увеличению максимальной дальности и высоты поражения комплекса.
От своего аналога ЗУР В-600П отличалась новым маршевым двигателем, взрывателем,
предохранительно-исполнительным механизмом и БЧ массой 72 кг, при подрыве которой образовывалось до 4500 осколков массой 4,72-4,79 г. Внешнее отличие заключалось в двух аэродинамических поверхностях на переходном соединительном отсеке для уменьшения дальности полета стартового двигателя после его отделения. Для расширения зоны поражения ракета наводилась и на пассивном участке траектории, а время самоликвидации было увеличено до 49 с. ЗУР могла маневрировать с перегрузками до 6 единиц и эксплуатироваться при температурах от -400 до +500. Новая ЗУР обеспечивала поражение целей, действующих со скоростями полета до 560 м/с (до 2000 км/ч) на дальности до 17 км в диапазоне высот 200-14000 м. В пассивных помехах заданной плотности максимальная высота поражения снижалась до 8000 м, а дальность - до 13,6 км. Маловысотные (100-200 м) цели и околозвуковые самолеты уничтожались на дальности до 10 км и 22 км соответственно.






Перевозимая четырехбалочная ПУ 5П73 (СМ-106) была разработана в ЦКБ-34 (главный конструктор Б.С. Коробов) с минимальным углом старта ЗУР в 9 град. и имела специальное резинометаллическое многосекционное круговое покрытие для предотвращения эрозии грунта вокруг нее при пусках ракет. ПУ обеспечивала установку и пуск ЗУР В-600и В-601П, а заряжание осуществлялось последовательно двумя ТЗМ со стороны правой или левой пары балок.



Основные характеристики ЗРК С-125М с ЗУР 5В27
Год принятия на вооружение 1970
Дальность поражения целей, км 2,5-22
Высота поражения целей, км 0,02-14
Курсовой параметр, км 12
Максимальная скорость целей, м/с 560
Вероятность поражения самолета/КР 0,4-0,7/0,3
Масса ЗУР/БЧ, кг 980/72
Время перезаряжания, мин 1

ЗРК С-125М1 (С-125М1А) «Нева-М1» создан путем дальнейшей модернизации ЗРК С-125М, проведенной в начале 1970-х гг. и принят на вооружение с ракетой 5В27Д в мае 1978 г. Одновременно была разработана модификация ракеты со специальной боевой частью, для поражения групповых целей.
Он имел повышенную помехозащищенность каналов управления ЗУР и визирования цели, а также возможность ее сопровождения и обстрела в условиях визуальной видимости за счет аппаратуры телевизионно-оптического визирования «Карат-2» (9Ш33А). Это существенно облегчило боевую работу по самолетам-постановщикам помех в условиях их визуальной видимости. Однако ТОВ был неэффективен в сложных метеоусловиях, при направлении его на солнце или импульсный источник света, а также не обеспечивал определение дальности до цели, что ограничивало выбор методов наведения ЗУР и снижало эффективность стрельбы по скоростным целям. Во второй половине 1970-х гг. в С-125М1 введена аппаратура для обеспечения стрельбы по НЛЦ на предельно малых высотах и наземным (надводным) радиоконтрастным целям(в том числе ракетами со специальной боевой частью). Новая модификация ракеты 5В27Д имела увеличенную скорость полета и позволяла обстреливать цели «вдогон». В связи с увеличением длины и стартовой массы до 980 кг на любых балках ПУ 5П73 можно было размещать только три ЗУР. В начале 1980 гг. на СНР-125 всех модификаций для противодействия противорадиолокационным ракетам устанавливается аппаратура «Дублер» с 1-2 выносными радиолокационными имитаторами, которые устанавливались на удалении от станции и работали на излучение в режиме «мерцание».

Доказавший свою надежность и эффективность, ЗРК С-125 до настоящего времени находится на вооружении армий многих стран мира. По оценкам специалистов и аналитиков около 530 ЗРК С-125 «Нева» различных модификаций под условным наименованием «Печора» были поставлены в 35 стран и использовались в ряде вооруженных конфликтов и локальных войн. В «тропическом» исполнении комплекс имел специальное лакокрасочное покрытие для отпугивания термитов.



Спутниковый снимок Google Earth: ЗРК С-125 в районе города Лусака, Замбия


Боевое «крещение» ЗРК С-125 прошел в 1970 году на Синайском полуострове. Каждый дивизион от внезапных ударов низколетящих самолетов прикрывался 3-4 ЗСУ-23-4 «Шилка», отделением переносных зенитных ракетных комплексов «Стрела-2» и пулеметами ДШК.



При широком использовании тактики «засад» первый F-4Е был сбит 30 июня, второй – спустя пять дней, четыре «Фантома» - 18 июля и еще три израильских самолета – 3 августа 1970 г. При этом было повреждено еще три самолета израильских ВВС. По израильским данным еще 6 самолетов было сбито арабскими ЗРК С-125 в ходе октябрьской войны 1973 года.



Спутниковый снимок Google Earth: ЗРК С-125 ПВО Египта, ПУ старого двухбалочного типа




Комплексы С-125 использовались армией Ирака в ирано-иракской войне 1980-1988
гг., а в 1991 г.– при отражении ударов авиации многонациональных сил; в Сирии – против израильтян в ходе ливанского кризиса 1982 г.; в Ливии – для стрельбы по самолетам США в заливе Сидра (1986 г.)



Спутниковый снимок Google Earth: ЗРК С-125 ПВО Ливии, уничтоженные в результате авиаудара


В Югославии – против самолетов НАТО в 1999 г. По данным югославских военных, именно комплексом С-125 27.03.1999 г. был сбит F-117А.
Крайний, зафиксированный случай боевого испольования был отмечен, во время эфиопо-эритрейского конфликта в 1998-2000г., когда ракетой этого комплекса был сбит самолёт-нарушитель.

По мнению многих отечественных и зарубежных специалистов, маловысотный ЗРК «Печора» по своей надежности является одним из лучших образцов систем ПВО. За несколько десятилетий своей эксплуатации до настоящего времени их значительная часть не исчерпала свой ресурс и может состоять на вооружении до 20-30-х гг. XXI века. По опыту боевого применения и практических стрельб, «Печора» обладает высокой эксплуатационной надежностью и ремонтопригодностью. Используя современные технологии, можно значительно повысить ее боевые возможности при относительно небольших затратах в сравнении с закупкой новых средств ПВО, имеющих сопоставимые характеристики. Поэтому, с учетом большой заинтересованности со стороны потенциальных заказчиков, в последние годы был предложен ряд отечественных и зарубежных вариантов модернизации ЗРС «Печора».
ЗРК С-125-2М (К) «Печора-2М» («Печора-2К») является первым, практически реализованным отечественным мобильным (контейнерным) вариантом модернизации этой широко известной зенитной системы. Он был разработан межгосударственной финансово-промышленной группой (МФПГ) «Оборонительные системы» (27 предприятий, в том числе 3 белорусских) без привлечения бюджетных ассигнований. В окончательном варианте этот комплекс, созданный на основе новейших технологий и современной элементной базы, был представлен на международном авиационно-космическом салоне МАКС-2003 в подмосковном г. Жуковский летом 2003 г.



По мнению разработчиков, модернизированная «Печора» обеспечивает борьбу со всеми типами аэродинамических средств воздушного нападения, особенно маловысотными и малоразмерными целями.
Модернизированная ракета увеличила дальность и эффективность поражения целей, а замена основного оборудования на цифровую и твердотельную технику – надежность и срок службы комплекса. Одновременно были снижены эксплуатационные расходы и уменьшен состав боевого расчета комплекса. Установка основных элементов ЗРК на автомобильное шасси, использование программно-управляемого гидропривода антенны, современных средств связи и аппаратуры спутниковой навигации обеспечили мобильность ЗРК и существенно сократили время его развертывания в боевое положение. Комплекс получил возможность сопрягаться с удаленными РЛС и вышестоящими КП по телекодовым каналам.



Мобильная «Печора-2М» с ракетами 5В27ДЕ имеет повышенные дальность (с 24 до 32 км) и скорость (с 700 до 1000 м/с) поражаемых целей, увеличенное количество пусковых установок (с 4 до 8) и целевых каналов (до 2 при использовании второго антенного поста), а также сниженное (с 90 до 20-30 минут) общее время развертывания комплекса на позиции.



Кроме того, за счет значительного увеличения расстояния между кабиной управления, антенным постом и пусковыми установками, использования комплекса радиотехнической защиты и новой оптико-электронной системы была резко повышена живучесть основных боевых элементов комплекса в условиях его радиоэлектронного и огневого подавления со стороны противника. Он стал мобильным с одновременным повышением его эксплуатационной надежности. Новая элементная база,использованная для модернизации СНР, обеспечила обнаружение воздушных целей с ЭПР 2 кв. м, летящих на высоте 7 км и 350 м, на дальности до 80 км и 40 км соответственно. Оснащение станции новой оптико-электронной системой (ОЭС) обеспечило надежное обнаружение целей в дневных и ночных условиях. ОЭС (оптико-электронный модуль на антенном посту и блок обработки информации в кабине управления) служит для обнаружения и измерения угловых координат воздушных целей днем и ночью. Телевизионный и тепловизионный каналы позволяют обнаруживать воздушные цели на дальностях до 60 км (днем) и до 30 км (днем и ночью) соответственно.


Мобильная ПУ 5П73-2 ЗРК С-125"Печора-2М" ПВО Венесуэлы

Двухбалочная ПУ 5П73-2 размещена на модифицированном шасси МЗКТ-6525 (8021) с новой, специально созданной и размещенной впереди двигателя кабиной. При массе в 31,5 т она может передвигаться с максимальной скоростью до 80 км/час. Расчет из 3 человек обеспечивает перевод ПУ из походного положения в боевое за время не более 30 минут.
От прототипа модернизированная «Печора», кроме того, отличается высокой степенью автоматизации боевой работы и контроля технического состояния, простотой информационного обмена с внешними источниками радиолокационной информации, между СНР и пусковыми установками, уменьшенным объемом регламентных работ, в 8-10 раз сокращенной номенклатурой запасных частей. По желанию заказчика на СНР может быть установлена аппаратура национальной системы определения государственной принадлежности цели.

Для защиты ЗРК «Печора-2М/К» от ударов противорадиолокационных ракет типа «Харм» (AGM-88 HARM), наводящихся по излучению антенного поста, был специально разработан комплекс радиотехнической защиты КРТЗ-125-2М.
В его состав входят 4-6 передающих устройств ОИ-125, блок управления и связи ОИ-125БС, ЗИП, автономный источник питания (220В/50Гц) и транспортный автомобиль типа «Урал-4320». Работа КРТЗ-125-2М основана на принципе маскирования сигналов антенного поста сигналами группы передающих устройств, при условии того, что мощность каждого из них превышает или равна мощности фонового излучения антенного поста в заданном секторе ответственности.
Излучаемые группой ОИ-125 пачки импульсов постоянно меняют свои параметры по
заданной программе,ставя ГСН ПРР уводящую по угловым координатам пространственную помеху. При равномерном размещении ОИ-125 вокруг антенного поста (по окружности с диаметром 300 м) обеспечивается увод от него ракет на расстояние безопасного для него подрыва. Важным является то, что КРТЗ-125-2М может быть успешно использован в совокупности с любыми ЗРС и ЗРК российского производства.

По материалам:
http://sfw.so/1148881407-zrk-pesora-...aktirovat.html
http://rbase.new-factoria.ru/missile...125/c125.shtml
http://www.soldiering.ru/army/airdef...ssia/c-125.php

Автор подготовил Bongo
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
ЗРК С-125