Старый 17.04.2013, 01:38 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Ту-160 BLACKJACK
ezup
ezup вне форума





Первый прототип будущего вновь произведенного Ту-160М - Ту-160 серийный номер 804 сборки 2017 г., выкатка из цеха КАПО им.Горбунова, г.Казань, 16.11.2017 г. (источник).


Статус: СССР и Россия:

Реестр Ту-160 неофициальный, по данным СМИ и других публичных источников (с) 2009-2018 г.г., http://militaryrussia.ru, ссылка при использовании обязательна:


Передача ВВС после ремонта с модернизацией Ту-160 "Василий Сенько". КАПО, г.Казань, 28.01.2016 г. (http://www.tupolev.ru/).



Ту-160 "Игорь Сикорский" борт №14 рег.№ RF-94103 на авиабазе Энгельс, начало ноября 2012 г. (фото - RostovSpotter, источник).


Ту-160 "Валерий Чкалов" на авиабазе Энгельс, начало ноября 2012 г. (фото - RostovSpotter, источник).


Ту-160 "Валерий Чкалов" борт №RF-94110, г.Энгельс, 2010 г. (фото - Евгений Волков, http://russianplanes.net/id82036).


Ту-160, вероятно, серийный №70-03, 1990-е годы (точная дата и место фото неизвестны, http://www.militaryphotos.net)

Статус: СССР и Россия:

Реестр Ту-160 (неофициальный, по данным СМИ) (с) 2009-2012 г.г., http://militaryrussia.ru, ссылка при использовании обязательна:



Серий.№
Завод
Даты основные
Базирование
Борт №
Примечания
170-01ММЗ Опытзаложен в 1977 г. выкатка - 18.08.1981 г.
первый полет - 18.12.1981 г.
до 1996 г. (?) - ЛИИ Жуковский
с 1996 г. (как минимум) - ЛИ ДБ Туполев (частичный демонтаж)
№18 на госиспытаниях (по 1989 г.)

возможно в 1990-е годы Б№242
Первый прототип, упрощенный состав оборудования.
- февраль 1985 г. - впервые преодолел звуковой барьер
- 1993 г. - участвовал в МАКС-93 (на земле)

270-02ММЗ Опытзаложен в 1977 г.ММЗ Опыт
натурный планер для прочностных испытаний
370-03ММЗ Опытзаложен в 1977 г.
первый полет - 06.10.1984 г.
ЛИИ Жуковский - до 1996 г. (?), ЛИ ДБ Туполев - с 1996 г. (как минимум) по 2009 г.
Б№29 на госиспытаниях (по 1989 г.) и позже (до 2000 г. как минимум или до 2009 г.)Второй прототип, состав оборудования = серийному.
- 1989-1990 г.г. - участвовал в установлении мировых рекордов
- август 1993 г. - участвовал в МАКС-93 (в полете потерял панель с форкиля)
- август 1995 г. - МАКС-95
401-01КАПОзаложен в декабре 1981 г. первый полет - 10.10.1984 г.
ЛИИ Жуковский (1984-1987 г.г.)
Б№30 на госиспытаниях (по 1989 г.)первый опытной серии

501-02КАПОзаложен в декабре 1981 г.первый полет - 16.03.1985 г.
ЛИИ Жуковский (1984-1987 г.г.)Б№56 на госиспытаниях (по 1989 г.)второй опытной серии
Разбился в марте 1987 г. на взлете, экипаж успешно катапультировался
601-03
КАПОзаложен в декабре 1981 г. ? выкатка - 1985-1987 г.г. ?
ЛИИ Жуковский / КАПО ??, ?? Прилуки 184-й гв ТБАП (апрель 1987 г. возможно, но маловероятно) ?

возможно, самолет для статических и прочностных испытаний или один из первых поступивших в ВВС ??
701-04КАПОзаложен в декабре 1981 г. ? выкатка - 15 августа 1986 г. первый полет - 1986-1987 г.г. ?
ЛИИ Жуковский, Прилуки 184-й гв ТБАП (апрель 1987 г. второй из первых двух Ту-160 в ВВС) ?

пятый опытной серии
802-01КАПОзаложен - 1982-1985 г.г. ? выкатка - 1986 г.
первый полет - 25.12.1985 г.
ЛИИ Жуковский до 1998 г. как минимум
Б№86 на госиспытаниях и позже (по 1998 г. как минимум)третий опытной серии

902-02КАПОзаложен - 1982-1985 г.г. ? выкатка - 1986 г.первый полет - 15.08.1986 г.
ЛИИ Жуковский (КБ Туполева) до 1998 г. как минимум, КАПО (модернизация, №1) - 2000 - 2006 г.г., Энгельс 121-й гв. ТБАП с 05.07.2006 г.
Б№87 на госиспытаниях и позже (по 1998 г. как минимум)

с 2006 г. Б№19"Валентин Близнюк", регистрационный № к августу 2012 г. RF-94113
четвертый опытной серии
- с 2000 г. по 29.04.2006 г. (выкатка) на КАПО проходил ремонт и опытную модернизацию под обычное вооружение (план сдачи ВВС - 2005 г. и ранее), по неподтвержденной информации проходил модернизацию с июня 2005 г.
1002-03КАПОзаложен - 1982-1985 г.г. ? готов до 1989 г.
ЛИИ Жуковский, Прилуки 184-й гв ТБАП - 1991 г.
опытная серия
1102-04КАПОзаложен - 1982-1985 г.г. ? готов до 1989 г.
ЛИИ Жуковский, Прилуки 184-й гв ТБАП - 1991 г.
опытная серия
1203-01
КАПОзаложен до 1987 г. ?
первый полет - 1987 г. ?
Прилуки 184-й гв ТБАП (вероятно - апрель 1987 г. - первый из двух первых Ту-160 в ВВС) ?
первый войсковой серии
1303-02КАПОзаложен до 1987 г. ?
первый полет - 1987-1988 г.г. ?
Прилуки 184-й гв ТБАП - 1991 г.
серия
1403-03КАПОзаложен до 1987 г. ?
первый полет - 1987-1988 г.г. ?
Прилуки 184-й гв ТБАП - 1991 г.
серия
1503-04КАПОзаложен до 1987 г. ?
первый полет - 1988 г. (до октября 1989 г. точно)
в ВВС (с 1989 г.), ??? Прилуки 184-й гв ТБАП - 1991 г., Энгельс 121-й гв. ТБАП с 1999 г.

Б№14 (1989 г.)
RF-94103 (июль 2012 г.)
"Игорь Сикорский" (к ноябрю 2012 г.)
серия,
- 1989-1990 г.г. - участвовал в установлении мировых рекордов
- 2008-2009 г.г. - самолет прошел ремонт на КАПО (имодернизацию ?)
- 2012 г. - Энгельс

1603-05КАПОзаложен до 1987 г. ?
первый полет - 1988 -1989 г.г. ?
? скорее всего ЛИИ Жуковский или ЛИ ДБ Туполев или Прилуки
серия, существование не подтверждено, возможно планер для статических и прочностных испытаний или ВВС или самолет, который находится в собственности МАП (???)
1704-01КАПОвыкатка - 22.03.1988 г.
первый полет - 1988 г.
ЛИИ Жуковский (1989-2009 г.г.)
эксплуатант - ОАО "Туполев"
Б№63 красный (по 1995 г. как минимум)

Б№342 синий (1995 г. и позже)"Борис Веремей"
серия, принимал участие в МАКС-93, Ле-Бурже-95, МАКС-95 и МАКС-97 как самолет-демонстратор Ту-160СК, заводской №84104217
18
04-02КАПОпервый полет - до 1992 г.
Прилуки 184-й гв ТБАП - 1991 г.
серия
1904-03КАПОпервый полет - до 1992 г.
Прилуки 184-й гв ТБАП - 1991 г.
серия
2004-04КАПОпервый полет - до 1992 г.
Прилуки 184-й гв ТБАП - 1991 г.
серия
2104-05КАПОпервый полет - до 1992 г.
??
серия, существование не подтверждено
2205-01КАПОвыкатка до 1992 г.
Прилуки 184-й гв ТБАП - 1991 г.
серия
2305-02КАПОвыкатка до 1992 г.Прилуки 184-й гв ТБАП - 1991 г.
серия
2505-03КАПОвыкатка до 1992 г.Прилуки 184-й гв ТБАП - 1991 г., с 1999 г. - в ВВС России (?)
"Алексей Плохов" (по состоянию на 10.04.2009 г.)серия, передан ВВС после капитального ремонта на КАПО 10.04.2009 г.
2605-04КАПОвыкатка до 1992 г.Прилуки 184-й гв ТБАП - 1991 г., с 1999 г. - в ВВС России
возможно бортRF-94110 "Валерий Чкалов" бывш. "Прилуки".серия, согласно (ист. - Интересное...) контракт на капитальный ремонт самолета заключен 04.12.2007 г. (плановый срок окончания по контракту - 25.11.2010 г.) и в течение 2011 г. самолет поступил в ВВС России после капитального ремонта на КАПО
2705-05КАПОвыкатка до 1992 г.
??
серия, согласно (ист. - Интересное...) поставлен на КАПО для прохождения капитального ремонта 10.02.2010 г. (плановый срок окончания - 2012 г., ист. - Интересное..., Контракты)
2806-01КАПОвыкатка до 1992 г.Прилуки 184-й гв ТБАП - 1991 г., с 1999 г. - в ВВС России
серия, по контракту от 16.04.2007 г. предполагалось проведение контрольно-восстановительного обслуживания на КАПО до 25.11.2007 г. Фактически сдан ВВС в 2008 г. (ист. - Интересное...)
2906-02КАПОвыкатка до 1992 г.Прилуки 184-й гв ТБАП - 1991 г., с 1999 г. - в ВВС России
серия, вероятно, поступил в 2012 г. на КАПО для прохождения контрольно-восстановительного обслуживания (ист. - Контракты)
3006-03КАПОвыкатка до 1992 г.Прилуки 184-й гв ТБАП - 1991 г., с 1999 г. - в ВВС России
серия, по контракту от 16.04.2007 г. предполагалось проведение контрольно-восстановительного обслуживания на КАПО до 25.11.2010 г. Самолет поступил на КАПО, вероятно, в 2011 г. Завешение КВО планируется на 2012 г. (ист. - Интересное...,Контракты)
3106-04КАПОвыкатка до 1992 г.Прилуки 184-й гв ТБАП - 1991 г.
серия
3206-05КАПОвыкатка до 1992 г.


серия, вероятно в 2011 г. самолет поступил на КАПО для прохождения капитального ремонта, который планируется проводить в 2012-2013 г.г. со сдачей самолета ВВС в 2013 г. (ист. - Интересное..., Контракты)
3307-01КАПОвыкатка - 1991-1992 г.г., п ервый полет - 1991-1992 г.г. ?
Энгельс 1096-й ТБАП с 16 февраля 1992 г.Б№01 "Михаил Громов"серия, 18.09.2003 г. разбился
3407-02КАПОвыкатка - 1991-1992 г.г.
первый полет - 1991-1992 г.г. ?
Энгельс 1096-й ТБАП к маю 1992 г., 01.02.2010 г. вышел с кап.ремонта на КАПОБ№02 «Василий Решетников»серия, модернизирован в 2009-2010 г., сдан ВВС 01.02.2010 г., по контракту от 16.04.2007 г. предполагалось проведение контрольно-восстановительного обслуживания на КАПО до 25.11.2008 г. Самолет прибыл на КАПО с опозданием по вине ВВС 05.07.2008 г. Фактически сдан ВВС 28.12.2009 г. (ист. - Интересное...)
3507-03КАПОвыкатка до 1992 г., первый полет - 1991-1992 г.г. ?
Энгельс 1096-й ТБАП к маю 1992 г.Б№03, с 2002 г. -«Павел Таран»серия, по контракту от 16.04.2007 г. предполагалось проведение контрольно-восстановительного обслуживания на КАПО до 25.11.2009 г. Самолет прибыл на КАПО с опозданием по вине ВВС 30.09.2009 г. Фактически лишь в 2011 г. самолет передан в эксплуатацию с КАПО после контрольно-восстановительного обслуживания(ист. - Интересное...).
3607-04КАПОвыкатка до 1992 г.,первый полет - 1992-1993 г.г. ?
Энгельс 1096-й ТБАП с начала 1993 г.Б№04 «Иван Ярыгин»серия, по контракту от 16.04.2007 г. предполагалось проведение контрольно-восстановительного обслуживания на КАПО до 25.11.2009 г. Самолет прибыл на КАПО с опозданием по вине ВВС 20.03.2009 г. Фактически сдан ВВС 16.08.2010 г. (ист. - Интересное...). Возможно модернизирован в ходе ремонта закончившегося 30.08.2010 г.
3707-05КАПОзаложен до 1992 г. первый полет - 1994 г. как минимум
Энгельс 1096-й ТБАП с 1994 г.с 1995 г. - Б№05 «Илья Муромец»

с 1999 г. - Б№05«Александр Голованов»
RF-94104 (август 2012 г.)
серия, по контракту от 16.04.2007 г. предполагалось проведение контрольно-восстановительного обслуживания на КАПО до 25.11.2010 г. Самолет прибыл на КАПО с опозданием по вине ВВС 02.09.2010 г. Завершение КВО планируется на 2012 г. (ист. - Интересное..., Контракты).
3908-01КАПОзаложен до 1992 г., первый полет - 1993 г. ??Энгельс 1096-й ТБАП с 1993 г.с 1993 г. - Б№05 "Илья Муромец"

с 1995 г. - Б№06«Илья Муромец»
RF-94105 (август 2012 г.).
серия, по контракту от 16.04.2007 г. предполагалось проведение контрольно-восстановительного обслуживания на КАПО до 25.11.2008 г. Самолет прибыл на КАПО с опозданием по вине ВВС 19.02.2008 г. Фактически сдан ВВС 16.07.2009 г. окончание КВО ожидается в 2012 г. (ист. - Интересное...).
4008-02КАПОзаложен в 1992 г., выкатка - 23.12.1997 г., первый полет 10.09.1999 г.Энгельс 121-й гв. ТБАП с 05.05.2000 г.Б№07"Александр Молодчий"серия
Вероятно, до 2014 г. включательно самолет пройдет на КАПО или ремонт или КВО (ист. - Контракты)
4108-03КАПОзаложен до 1992 г. первый полет 28.12.2007 г.Энгельс 121-й гв. ТБАП с 29.04.2008 г.Б№08 "Виталий Копылов"серия, модернизирован при производстве, по данным Бутовского - последний (8-й) из задела КАПО до 1992 г., планировалось получить в ВВС в 2002-2003 г.г., финансирование достройки с 2002 г.
4208-04КАПОзаложен до 1992 г.-
находится в цехах КАПО на момент выкатки 08-03, предположительно готовность на 2002 г. не менее 65%, серийный номер предположительный. Возможно, использован для модернизации других самолетов (данные 2010 г.)
4308-05КАПОзаложен до 1992 г.-
находится в цехах КАПО на момент выкатки 08-03, предположительно готовность на 2002 г. не менее 65%, серийный номер предположительный. Возможно, использован для модернизации других самолетов (данные 2010 г.)














"Поименованные" Ту-160 (http://militaryphotos.net).

1987 г. март - в ходе испытаний потерян один Ту-160 (серийный №01-02).


1987 г. 17 апреля - первые 2 Ту-160 поступили в 184-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк (г.Прилуки, Украина), по др.данным - 25 апреля 1987 г.;

1987 г. май - начато крупносерийное производство на закоде в Казани (КАПО), самолет принят в опытную эксплуатацию в ВВС, самолеты поступают в 184-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк (г.Прилуки, Украина).

1987 г. август - первый полет с пуском КРБД Х-55 (имитация боевого применения, экипаж командира полка подполковника В.Гребенникова и проверяющего генерал-лейтенанта Л.В.Козлова).

1987 г. конец года - в составе 184-го Гв. ТБАП (г.Прилуки, Украина) 10 серийных Ту-160.

1988 г. весна - недалеко от аэродрома Прилуки обнаружен контейнер с электронной аппаратурой для прослушивания радиопереговоров и фиксирования радио-технических характеристик систем Ту-160. После этого проверки систем на земле проводились с использованием металлизированных чехлов носовой части.

1988 г. - в течение нескольких месяцев некоторые строевые Ту-160 летали без уборки шасси из-за недоработок гидравлической системы.

1988 г. - 12 шт на вооружении, модернизация конуса штанги дозаправки с целью облегчения (после замены типа конусов на замолетах-заправщиках).

1988 г. 2 августа - при осмотре военной техники в Кубинке на самолете ВВС (с базы Прилуки) с бортовым №12 побывал министр обороны США Фрэнк Карлуччи. В воздухе было показано еще 2 Ту-160 ВВС.

1989 г. 13 июня - Ту-160 борт №21 из Прилук показан в Кубинке председателю комитета начальников штабов США Уильяму Крау.

1989 г. середина года - завершены государственные испытания Ту-160.

1989 г. 20 августа - первый публичный показ Ту-160 в СССР - пролет на аэродромом Тушино (Москва).

1989 г. 31 октября - на Ту-160 (серийный №70-03 или 03-04 - номера самолетов на которых устанавливались мировые рекорды) установлены 19 мировых рекордов. Экипаж - Козлов Л.В., Поздняков М.И., Неретин В.Н., Мартьянов С.Н.:
Высота полета без груза и с нагрузкой 1000 кг, 2000 кг, 5000 кг, 10000 кг, 15000 кг, 20000 кг, 25000 кг, 30000 кг - 13894 м
Скорость полета без груза и с коммерческой нагрузкой 1000 кг, 2000 кг, 5000 кг, 10000 кг, 15000 кг, 20000 кг, 25000 кг, 30000 кг по 1000 км замкнутому маршруту - 1731,4 км/ч
Груз поднятый на высоту 2000 м - 30471 кг

1990 г. 22 мая - на Ту-160 (серийный №70-03 или 03-04) установлены 9 мировых рекордов. Экипаж - Саттаров Н.Ш., Медведев А.С., Мерзляков П.П.:Скорость полета без груза и с коммерческой нагрузкой 1000 кг, 2000 кг, 5000 кг, 10000 кг, 15000 кг, 20000 кг, 25000 кг, 30000 кг по 2000 км замкнутому маршруту - 1195,7 км/ч



1990 г. 24 мая - на Ту-160 (серийный №70-03 или 03-04) установлены 9 мировых рекордов. Экипаж - Павлов В.В., Селиванов В.П,, Ивлев Ф.А.:
Скорость полета без груза и с коммерческой нагрузкой 1000 кг, 2000 кг, 5000 кг, 10000 кг, 15000 кг, 20000 кг, 25000 кг, 30000 кг по 5000 км замкнутому маршруту - 920,95 км/ч

1990 г. 28 мая - на Ту-160 (серийный №70-03 или 03-04) установлены 9 мировых рекордов. Экипаж - Осипов С.Д., Матвеев Н.Н., Царахов А.С.:
Скорость полета без груза и с коммерческой нагрузкой 1000 кг, 2000 кг, 5000 кг, 10000 кг, 15000 кг, 20000 кг, 25000 кг, 30000 кг по 5000 км замкнутому маршруту - 1017,8 км/ч


1991 г. - планы о принятии на вооружение 100 шт. Ту-160 сокращены до 40 шт. Всего построено Ту-160 к этому времени - 3 шт ММЗ "Опыт" и 34 шт КАПО (или всего 34 шт - включая 3 опытных самолета или 2 лётных из 3-х опытных - из источников не понятно).

1991 г. май - первый вылет за пределы воздушного пространства СССР - Северная Атлантика. Встреча с норвежскими F-16A.

1991 г. конец года - в Прилуках на вооружении 2 эскадрильи 184-го гвардейского бомбардировочного полка ДА - 19 шт. (фактически, числится 21 шт, но 2 самолета еще не поставлены с КАПО либо уже выведены в связи с исчерпанием ресурса), не менее 5-6 самолетов (а так же планеры для испытаний) находятся в Жуковском (ЛИИ) и, видимо, 10-11 самолетов в разной степени готовности на Казанском авиазаводе (не подтверждено).

1992 г. февраль - указом Президента России Б.Н.Ельцина объявлена подготовка к возможному прекращению производства на Казанском авиационном заводе Ту-160 в случае если США прекратит производство бомбардировщика B-2. Всего на Казанском авиазаводе и на ММЗ "Опыт" построено к этому времени 36 самолетов (в разной степени готовности, включая прототипы, данные отличаются от предыдущих).

1992 г. 16 февраля - первый российский построенный Ту-160 поступил с КАПО в 1096-го ТБАП ВВС России в Энгельсе.

1992 г. 8 мая - 184-й гвардейский ТБАП в Прилуках приведен к присяге ВС Украины.

1992 г. май - на базе 1096-го ТБАП ВВС России в Энгельсе 3 Ту-160 + 6 шт в разном состоянии в Жуковском, на КАПО и т.д.

1992 г. 29 июля - первый Ту-160 ВВС России поднят в воздух строевыми летчиками 1096-го ТБАП базы Энгельс (экипаж подполковника А.С.Медведева).

1992 г. октябрь - вышел на боевое дежурство первый российский Ту-160 (1-й ТБАП ДА в г.Энгельсе).

1992 г. 22 октября - первый практический пуск КРБД Х-55СМ российским Ту-160 (экипаж подполковника А.Жихарева).

1992 г. - проект запуска ИСЗ на носителе "Бурлак" (типа PEGASUS, США) с использованием Ту-160 в качестве первой ступени.

1992 г. - средний налет пилотов Ту-160 составлял 80-90 часов в год.

1993 г. начало года - 19 шт на Украине (всего 21 шт, но 2 самолета не лётные - по данным Бутовского), в России - 4 шт.

1993 г. конец года - в ВВС России - 4 шт.

Ту-160 с бортовым №03 (позже поименованый "Павел Таран"), авиабаза Энгельс, 1993 г. (Гордон Е., Ту-160. М., Полигон-пресс, 2003 г.).

1994 г. - на Украине 19 шт. в ВВС России 5 шт.

1995 г. - начало переговоров с Украиной о покупке 10 Ту-160 по цене 25 млн. USD/шт. (позже назывались цифры до 75 млн. USD/шт.).

1995 г. - 1096-й ТБАП (г.Энгельс) расформирован, Ту-160 переданы в 121-й гвардейский ТБАП (г.Энгельс).

1995 г - на Казанском авиазаводе заложен новый Ту-160 (серийный №08-02). Данные противоречат данным о наличии задела заложенных до 1992 г. Ту-160.

1997 г. 2 апреля - распоряжением N 428-р Правительства России начаты переговоры с Германским космическим агенством и фирмой OHB-SYSTEM GmbH (г.Бремен, ФРГ) о совместном создании системы "Бурлак-Диана" на базе самолета-носителя Ту-160СК, космического блока "Бурлак" и командно-измерительного пункта Ил-76СК;

1997 г. 9-14 июня - российскими и украинскими экспертами согласовывались расчеты по оставшимся на территории Украины Ту-160 (19 шт.), которые предполагалось продать России. Самолеты находились в столь плачевном состоянии, что принято решение не приобретать их (позже передумали).


Ту-160 борт №342 синий на одном из авиасалонов МАКС-93 (http://militaryphotos.net).


Ту-160СК с бортовым №342 (серийный №04-01, построен 22.03.1988 г.) в ЛИИ в Жуковском с макетом РН "Бурлак". Ориентировочно снимок 1997-1999 г.г. (http://militaryphotos.net).


1997 г. - по решению Б.Н.Ельцина начата подготовка к возобновлению производства Ту-160. В составе ВВС России 5 Ту-160, на Украине 19 шт, в ЛИИ в Жуковском 4 шт, на авиазаводе в Казани 6 шт (распределение не точное).

1997 г. 23 декабря - в ВВС передан Ту-160 (на самам деле просто произведена выкатка из цеха, серийный №08-02) с Казанского авиазавода (всего в ВВС России - 5 Ту-160). Остаток неготовых планеров на КАПО - 1 шт.




Главный конструктор Ту-160 В.И.Близнюк с руководством и сотрудниками КАПО им.С.П.Горбунова на выкатке Ту-160 №08-02, г.Казань, 23 декабря 1997 г. (Гордон Е., Ту-160. М., Полигон-пресс, 2003 г.).

1998 г. 16 ноября - Украина начинает уничтожение Ту-160 по программе Нанна-Лугара. Первым утилизирован самолет с борт №24 1989 г. выпуска, имевший 466 часов налета. До конца года 1999 г. утилизированы 2 самолета, стоимость разделки 1 млн. USD/шт.
1999 г. 10 сентября - первый полет вновь достроенного Ту-160 (серийный №08-02, заложен в 1995 г., позже переименован в "Александ Молодчий") в Казани. Данные по серийному номеру противоречат информации о поступлении самолета в 1997 г. Скорее всего в 1997 г. самолет передали ВВС для прессы, выкатив из цеха, но он не летал.

Первый полет Ту-160 №08-02, г.Казань, 10 сентября 1999 г. (Гордон Е., Ту-160. М., Полигон-пресс, 2003 г.).

1999 г. осень - достигнута договоренность с Украиной о передаче России в счет долгов за газ 8 шт Ту-160 и 3 шт Ту-95МС.

1999 г. ноябрь - Украина звершила утилизацию второго Ту-160 по программе Нанна-Лугара (борт №14, 1991 г. выпуска,имевший 100 часов налета).

1999 г. конец года - на вооружении ВВС России 6 Ту-160 (+17 шт или уже меньше остались на Украине, +5 шт в разной степени готовности на Казанском авиазаводе, + 1 потерян в 1987 г., +4 шт на базе ЛИИ в Жуковском).

1999 г. 6 ноября - 2000 г. 21 февраля - 8 шт "украинских" Ту-160 перелетели на аэродром под г.Энгельсом. В составе ВВС России стало 14 Ту-160 (в т.ч. 1 Ту-160 номинально в строю - либо на КАПО либо в ЛИИ в Жуковском).

2000 г. 5 мая - вновь построенный Ту-160 (серийный №08-02, заложен в 1995 г.) поступил на вооружение ВВС России под названием "Александр Молодчий". Всего в ВВС 15 шт, авиабаза в г.Энгельс.

2000 г. - на Казанском авиазаводе начата модернизация первого Ту-160 (серийный №02-02 - 4-я серийная машина 1986 г. выпуска, "Валентин Близнюк"). Машина переведена на КАПО с базы ЛИИ в Жуковском. Модернизация завершена в 2006 г. Да данном самолете отрабатывалась модернизация. Самолет принадлежит ЛИИ в Жуковском.

2000 г. конец года - в ВВС поступил 2-й достроенный Ту-160. Всего в ВВС 16 шт, (включая проходящий опытную модернизацию на КАПО), авиабаза в г.Энгельс (1-й ТБАП ДА). В т.ч. 6 Ту-160 вооружены КРБД. Всем самолетам присвоены собственные имена.

2001 г. 2 февраля - на Украине уничтожен последний оставшийся там Ту-160 и один Ту-160 оставлен в музее авиации в Полтаве.

2002 г. - Министерство обороны России и Казанский авиазавод (КАПО) заключили договор на проведение модернизации 15 Ту-160 по 2015 год включительно. Стоимость модернизации одного самолета - 250 млн.рублей. После проведения модернизации самолеты могут эксплуатироваться до 2030 года. 6 самолетов Ту-160 вооружены стратегическими КР (? авиапорт.ру).

- 2003 г. август - состоялся перелет самолета Ту-160 борт №07 с Министром обороны России С.Ивановым на борту из Энгельса во Владивосток / Кневичи (источник).

- 2003 г. 18 сентября - к северу от пос.Советское (Саратовской области) по причине разрушения топливных баков с последющим пожаром одного и второго двигателей произошла катастрофа Ту-160 "Михаил Громов" (борт №01, 22-го гв.ТБАП г.Энгельс), 4 члена экипажа погибли при взрыве самолета. После катастрофы в составе ВВС России осталось 14 Ту-160. Эксплуатация Ту-160 была временно прекращена.


Обломки Ту-160, 18.09.2003 г. (кадры НТВ и РТР)

- 2003 г. 5 ноября - полеты Ту-160 разрешены (после катастрофы 18.09.2003 г.)

- 2004 г. - согласно государственному оборонному заказу на 2004 г. планировалась поставка 1 шт Ту-160 (выполнение не подтверждено).

- 2004 г. 16 января - первые полеты Ту-160 с авиабазы в г.Энгельс после катастрофы 18.09.2003 г.

- 2004 г. 6 февраля - на стапелях КАПО находятся 3 новых Ту-160, которые планируется в ближайшие месяцы поставить в ВВС.

- 2004 г. 1 декабря - СМИ сообщили о принятии на вооружение неядерной высокоточной КРБД Х-555.

- 2005 г. - согласно госбюджета на год планировалось получить в ВВС 1 вновь построенный и 1
отремонтированный и прошедший модернизацию Ту-160 (выполнение не подтверждено).

- 2005 г. 16 августа - Президент России Владимир Путин совершил полет Москва / Чкаловский - Оленегорск на Ту-160 "Павел Таран" с пусками КРБД Х-555 (завершающие пуски государственных испытаний Х-555 начатых в 2004 г.) по полигону Пембой (Воркута). В ходе полета Владимир Путин некоторое время держал штурвал. Одновременно в учениях принимали участие самолеты "Александр Голованов" и "Александр Молодчий".

В.В.Путин на борту Ту-160 "Павел Таран", 16.08.2005 г. (кадр РТР)

- 2005 г. ноябрь - в госдюджете на 2006 г. запланирована поставка в ВВС 1 Ту-160, данных по выполнению поставок планировавшихся на 2005 г. нет (1 новый и 1 ремонт-модернизация).

- 2005 г. 12 декабря - главком ВВС В.Михайлов заявил СМИ, что поставка (видимо ожидавшегося в 2005 г. ) нового Ту-160 состоится не позднее марта 2006 г. Кроме того, еще один самолет ВВС получат в течение остального 2006 г.

- 2005 г. 20 декабря - командующий 37-й армией ДА Игорь Хворов заявил СМИ, что в течение 2006 г. ВВС получит 2 Ту-160 (первый в феврале). Один из самолетов будет представлять из себя модернизированный Ту-160, второй - вновь построенный с новым оборудованием и модернизированными двигателями НК-32.

- 2005 г. 30 декабря - Ту-160 официально принят на вооружение ВВС России. С учетом модернизации для применения в безъядерном варианте.

- 2006 г. 29 апреля - состоялась выкатка из цеха КАПО первого модернизированного Ту-160 "Валентин Близнюк" (борт №19, серийный №02-02 - 4-я серийная машина 1986 г. выпуска, модернизировалась на КАПО начиная с 2000 г.).


- 2006 г. 1 января - в составе ДА России 14 Ту-160 по данным Госдепартамента США (данные в рамках соглашений по СНВ).


- 2006 г. 15 июня - главком ВВС В.Михайлов заявил, что в первых числах июля модернизированный Ту-160 поступит в ВВС с завода в Воронеже, где проходит модернизацию и следом за ним поступит и второй Ту-160 (из запланированных к поставке в 2006 г.). В дальнейшем поступление и модернизация Ту-160 будут идти темпами по 1-2 машины в год.

- 2006 г. 5 июля - с базы ЛИИ в Жуковском на базу в Энгельс поступил первый модернизированный Ту-160 (борт №19, серийный №02-02 - 4-я серийная машина 1986 г. выпуска, модернизировалась на КАПО начиная с 2000 г.). Самолет носит имя "Валентин Близнюк". В составе ВВС 15 Ту-160.

- 2007 г. - из состава ДА на модернизацию на авиазавод в Казань отправлен один Ту-160.

- 2007 г. 5 марта - командующий 37-й армией ДА Игорь Хворов заявил СМИ, что в течение 2007 г. ВВС получит 2 модернизированных Ту-160. В СМИ заявлено, что в составе ВВС якобы 18 Ту-160 (не подтверждается, видимо сложили арифметически всё обещанное за 2005-2006 г.г.). Так же объявлено о планах доведения парка Ту-160 до 30 машин к 2025-2030 г.г..

- 2007 г. август - по словам командующего ДА Павла Андросова первый модернизированный Ту-160 проходит испытания и на днях поступит в ВВС (что поступило в ВВС и поступало ли 5.07.2006 г.? не понятно).

- 2007 г. 17 августа - возобновлено постоянное боевое дежурство-патрулирование самолетов ДА в районах судоходства и экономической зоны России.

- 2007 г. 16 октября - председатель правления Объединенной авиастроительной корпорации Алексей Федоров заявил, что на КАПО планируется возобновить производство Ту-160 "с нуля" в темпе 1 самолет в 1-2 года пока группировка не будет доведена до 30 Ту-160.


- 2008 г. 29 апреля - в ВВС поступил вновь построенный Ту-160 (борт №08, 32-й серийный, заложен в начале 1990-х годов). Самолету присвоено имя "Виталий Копылов". Самолет оснащен новым БРЭО. В составе ВВС 16 Ту-160 и на КАПО как минимум 3 недостроенных самолета, которые были заложены в 1990-е годы.

- 2008 г. 10-18 сентября - визит двух Ту-160 ("Александр Молодчий" и "Василий Сенько") в Венесуэлу.

- 2008 г. - из состава ДА на модернизацию на авиазавод в Казань отправлены 2 Ту-160.

- 2009 г. январь - согласно данным по договору СНВ в составе 37 воздушной армии ДА (121-й гвардейский ТБАП 22-й гвардейской ТБАД, г.Энгельс) - официально - 14 Ту-160 способных нести 168 КРБД Х-55СМ (AS-15B). Один Ту-160 выведен в разряд испытательных самолетов. Всего в числе испытательных самолетов 4 Ту-160.

- 2009 г. 10 апреля - ВВС передан с Казанского авиазавода прошедший капитальный ремонт Ту-160 "Алексей Плохов" (серийный №05-03).

- 2009 г. 1 июля - согласно данным обмена информации по Договору о сокращении СНВ в ДА России числится 13 Ту-160 и 1 ту-160 переведен в разряд испытательных самолетов. Таким образом в составе ДА 13 Ту-160 (вероятно, самолеты находящиеся в ремонте не включены в их число) и 4 или 5 самолетов в статусе "испытательных" (т.е. на балансе ЛИИ, КБ, МАП и т.д.).

- 2009 г. 16 июля - ВВС передан с Казанского авиазавода прошедший контрольно-восстановительное обслуживание (ремонт) Ту-160 "Илья Муромец".


- 2009 г. 25 ноября - конечный срок работ по государственному оборонному заказу 2009 г. по увеличению ресурса строевых Ту-160 до 1500 посадок, место проведения работ по увеличению ресурса - база в г.Энгельс (в/ч 34055), сумма контракта - 14.325.200 рублей. Так же 7.200.000 рублей выделено на расширение допуска на эксплуатационные повреждения сотовой конструкции планера строевых Ту-160. Кроме того для нужд текущего ремонта в строевой части ДА в г.Энгельс производится закупка запчастей и комплектующих для самолетов Ту-160 на сумму 10.240.786 руб с поставкой до 5 декабря 2009 г. (всего запчастей 10620 шт). (http://zakupki.gov.ru).


Ту-160 нелетный , вероятно, серийный №70-03 на аэродроме Казанского авиазавода, 2008-2010 г.г. (точная дата фото неизвестна,http://www.militaryphotos.net)


- 2009 г. 22 декабря - командующий ДА России генерал-майор Анатолий Жихарев заявил, что программа модернизации Ту-160 будет завершена в 2015 г. По планам до конца 2009 г. ВВС получат из ремонта с модернизацией 2 Ту-160 и еще 2 Ту-160 отправятся на ремонт с модернизацией.

Нумерация и имена 1995-2009 г.г.:
борт №01 «Михаил Громов» (построен в 1992 г.), разбился 18 сентября 2003 г.
борт №02 «Василий Решетников»
борт №03 «Павел Таран»
борт №04 «Иван Ярыгин»
борт №05 «Александр Голованов» (ранее носил имя «Илья Муромец»)
борт №06 «Илья Муромец»
борт №07 «Александр Молодчий» (серийный №08-02, построен в 1999 г.).
борт №08 «Виталий Копылов» (построен 29.04.2008 г., 32-й серийный)
борт №10 «Николай Кузнецов» (бывший украинский)
борт №11 «Василий Сенько» (бывший украинский)
борт №12 «Александр Новиков» (бывший украинский)
борт №14 (бывший украинский ?)
борт №15 «Владимир Судец» (бывший украинский)
борт №16 «Алексей Плохов» (бывший украинский)
борт №17 «Валерий Чкалов» (с 2009 г. как минимум, бывший украинский, ранее носил название "Прилуки")
борт №18 (бывший украинский)
борт №19 «Валентин Близнюк» (серийный №02-02, построен в 1986 г., 4-й самолет построенный на КАПО), модернизирован в 2006 г.
борт №242 базируется в ЛИИ в Жуковском (?) - вероятно самолет 70-01.
борт №342 "Борис Веремей" (серийный №04-01, заводской №84104217, построен 22.03.1988 г.), базируется в ЛИИ в Жуковском. В 1995 г. был представлен как прототип Ту-160СК с РН "Бурлак", ранее носил бортовой номер "красный 63". Принимал участие в авиасалонах МАКС и Ле-Бурже.

- 2010 г. 1 февраля - на КАПО (г.Казань) завершен капитальный ремонт самолета Ту-160 борт.№02 "Василий Решетников". По нашему мнению, в составе ДА 13 самолетов + 2 в ремонте + 5 в статусе "испытательных".

- 2010 г. 09-10 июня - рекордный по продолжительности полет двух самолетов Ту-160 - 23 часа, 2 полные дозаправки по 54т топлива каждая, дальность 18000 км. По др.данным продолжительность полета 24 часа 24 мин (источник).

- 2010 г. 30 августа - на КАПО (г.Казань) завершен капитальный ремонт самолета Ту-160 борт.№04 "Иван Ярыгин". По нашему мнению, в составе ДА 14 самолетов + 1 в ремонте + 5 в статусе "испытательных".

- 2011 г. - по итогам года (ист. - Интересное...) поступили в эксплуатацию в ВВС с КАПО Ту-160 серийный №05-04 после капитального ремонта и Ту-160 серийный №07-03 после контрольно-восстановительного обслуживания. На начало 2011 г. в ремонте находилось 3 Ту-160 (серийные №№05-04, 05-05 и 07-03), в течение года ушли с завода в ВВС 2 самолета (серийный №№05-04 и 07-03), и до конца года так же 2 самолета поступили на завод для прохождения ремонта. Контракт на капитальный ремонт самолета №05-04 заключен 4 декабря 2007 г. (контракт №327/6/140-ЕОЗ), плановый срок окончания ремонта - 25.11.2010 г. (не соблюден). В том же источнике сообщается о том, что по контракту №327/6/61-ЕОЗ от 16.04.2007 г. предполагалось проведение контрольно-восстановительного обслуживания следующих самолетов Ту-160:
- в срок до 25.11.2007 г. – серийный №06-01;
- в срок до 25.11.2008 г. – серийные №№08-01, 07-02;
- в срок до 25.11.2009 г. – серийные №№07-03, 07-04;
- в срок до 25.11.2010 г. – серийные №№07-05, 06-03.
В течение 2012 г. производственной программой КАПО предусматривается сдача ВВС двух самолетов после контрольно-восстановительного ремонта и одного самолета после капитального ремонта. В 2013 г. - сдача одного самолета после КВО и одного - после капитального ремонта. И в 2014 г. планируется сдача ВВС двух Ту-160 после "опережающей модернизации". Так же, согласно источнику, себестоимость капитального ремонта Ту-160 №05-05 составила 626 млн. руб, оплате по условиям контракта со стороны Министерства обороны подлежит лишь 525 млн. руб. Затраты на КВО Ту-160 составляют не менее 253 млн. руб в то время как КАПО получит от Министерства обороны только 106 млн. руб.

- 2012 г. 07 февраля - в сообщении на сайте Министерства обороны России от 07.02.2012 г. говорится о том, что один самолет Ту-160 проходит переоборудование в модификацию Ту-160М на одном из предприятий ВПК России (вероятно, на Казанском авиазаводе).


- 2012 г. 13 августа - в источнике сообщается о ремонтах самолетов Ту-160 по данным отчета ОАО "Туполев" за 2-й кв. 2012 г.:
- договор на контрольно-восстановительное обслуживание (КВО) на КАПО заключен 22.03.2011 г. на самолеты №06-03 и №07-05.
- договор на ремонт с КАПО заключен 18.06.2010 г. на период по 2012 г. на самолет №05-05.
- договор на ремонт с КАПО заключен 01.06.2012 г. на самолет №06-05 (уже проходит ремонт со сдачей в 2013 г.) и видимо на КВО на самолет №06-02.
- анализом установлено, что со сдачей в 2014 г. на ремонт либо КВО поступят Ту-160 №№04-01 (эксплуатируется ОКБ Туполева, борт №342) и 08-02 (передан ВВС в 1999 г.).

- 2012 г. ноябрь - на авиазаводе в Казани согласно данным пресс-тура на авиабазу в Энгельсе находится на ремонте с модернизацией 5 Ту-160 (источник).



По данным доступным через http://maps.google.com наблюдаются на аэродромах:



Дата снимковЛИИ в РаменскомКазанский авиазаводБаза 22-й гв.ТБАД ДА в г.Энгельс
23.07.2002
1 Ту-160
04.10.20024 Ту-160 (3 в поврежденном состоянии без стабилизаторов, 4-й на штатной стоянке, вероятно, лётный)

07.05.2003
отсутствуют самолеты Ту-160
06.05.2004

14 Ту-160 (дальняя стоянка - 6, поле - 6, центр - 2)
01.06 - 05.08.2004
2 Ту-160. Вероятно, недостроенные или в ремонте. Самолет, который позже был признан нелетным (см.ниже) на своём месте еще отсутствует.
05.08.2006

12 Ту-160 (дальняя стоянка - 6, центр - 2, поле - 4)
20.05.2007
3 Ту-160 в т.ч. вероятно с 2 самолетами ведутся ремонтные работы, 1 нелетный (судя по более поздним снимкам, вероятно серийный №70-03 или !!! 05-04)
17.08.20074 Ту-160 (1 в поврежденном состоянии без стабилизаторов, 2-й визуально целый, 3-й на штатной стоянке, лётный; 4-й на дорожке аэродрома, летный)

17.02.2008
3 Ту-160 в т.ч. с 1 самолетом ведутся ремонтные работы, 1 нелетный (судя по более поздним снимкам, вероятно серийный №70-03 или !!! 05-04) и 1 летный (на ВПП)
22.06.2008
2 Ту-160 (с одним самолетом ведутся работы). Второй самолет, вероятно, серийный №70-03 или !!! 05-04 - на приколе.
14.04.20092 Ту-160 (1 в поврежденном состоянии без стабилизаторов, 2-й визуально целый)

18.08.20092 Ту-160 (1 в поврежденном состоянии без стабилизаторов, 2-й визуально целый) + 1 Ту-160 в экспозиции авиасалона МАКС


05.09.2009
2 Ту-160 в т.ч. с одним самолетом ведутся ремонтные работы. Вероятно, поступил в ремонт после сдачи в ВВС самолета "Илья Муромец" (передан ВВС 16.07.2009 г.). Второй самолет, вероятно, серийный №70-03 или !!! 05-04 - на приколе.
16.09.2009

не менее 10 (центр - 2, поле - 8, дальняя стоянка не обновлено фото)
01.10.20092 Ту-160 (1 в поврежденном состоянии без стабилизаторов, 2-й визуально целый)

15.06.2010

12 Ту-160 (дальняя стоянка - 5, центр - 1, поле - 6)
25.09.20102 Ту-160 (1 в поврежденном состоянии без стабилизаторов, на втором вероятно ведутся работы)

14.05.2011
3 Ту-160 в т.ч. с одним самолетом ведутся ремонтные работы - возможно, заменены консоли крыльев. Третий самолет, вероятно, серийный №70-03 или !!! 05-04 - на приколе - в том же месте и состоянии, что и 05.09.2009 г.






Источники:
Авиабаза Энгельс. Пресс-тур на Авиабазу. 2012 г. (источник).
Авиация-космонавтика. Выпуск 6, 1995 г.

Авиация и космонавтика №8/1999 г., №4/2000 г.
Беликов В., Стратегические бомбардировщики сняты с производства. // Известия. 25.02.1992 г.
Бузанов В.И. КП «ЦКБ «Арсенал» – совершенствование и создание нового оптико- электронного авиационного оборудования. // Авиация и время. Спецвыпуск, 2003 г.
Бутовски П., Гринюк Д., Пойти в "Бурлаки". // Крылья родины. N 8 / 1992 г.

Бутовски П., Марковский В.Ю., Сложная судьба Ту-160. // Авиация и время. N 2 / 1995 г.
Википедия - свободная энциклопедия. Сайт http://ru.wikipedia.org, 2009 г.

Военный паритет. Сайт http://www.militaryparitet.com, 2009 г.
Ганин С.М., Карпенко А.В., Колногоров В,В,, Отечественные бомбардировщики (1945-2000). Часть 2. М. - С-Пб., ТМ - Бастион, 2001 г.
Гордон Е., Ту-160. М., Полигон-пресс, 2003 г.
Ильин В.Е., Военная авиация России и США. Современное состояние и ближайшие перспективы. // Авиация-космонавтика. N 11 / 1995 г.
Ильин В.Е., Что ждет тебя, дальняя ? // Крылья родины. NN 5, 6 / 1992 г.
Ильин В.Е., Левин М.А., Бомбардировщики. Том 2. М., Виктория, АСТ, 1996 г.

Ильин В.Е., Левин М.А., Практически единственный стратег (Ту-160). // Крылья Родины. NN 12/1993 и 1/1994 г.
Интересное из отчета КАПО за 2011 г. Сайт http://bmpd.livejournal.com, 2012 г.
Казанское авиационное производственное объединение им. С.П.Горбунова. Сайт http://oaokapo.ru, 2009 г.

Контракты КАПО и Туполева. Сайт http://alexeyvvo.livejournal.com/18802.html, 2012 г.
Лантратов К., На крыльях в космос. Мечта или реальность ? // Российская газета. 22.04.1997 г.
Лента.ру, сайт http://lenta.ru, 2005, 2009, 2010 г.г.

Литовкин В., Секреты, за которые сажали и награждали шпионов. // Известия. 20.11.1993 г.
Лукин С., Быть ? // Аэрохобби. N 2 / 1992 г.
Манушкин А., О технике скромном замолвите слово. // Красная звезда. 26.01.1994 г.
Марковский В, Перов К., Советские авиационные крылатые ракеты Х-55. // М-Хобби. №5/2005 г.

Министерство обороны России. Сайт http://www.mil.ru, 2012 г.
Мировая авиация. №104 / 2011 г.
Модернизирован первый Ту-160. // Взлет. № 5 / 2006 г.
На пути к стратегическому носителю. // Вестник авиации и космонавтики. № 5-6 1998 г.

Независимое военное обозрение. N 21 / 1997 г.
Новости ВПК. Сайт http://vpk.name, 2010 г.
ОАО "Туполев". Сайт http://www.tupolev.ru, 2009 г.

Очевидное-невероятное. ТВ ОРТ. Май 1997 г.
Пономарев М., Впереди Европы всей, не считая России. // Красная звезда. 13.02.1993 г.

Ригмант В., Под знаками "АНТ" и "Ту". // Авиация и космонавтика. №4/2000 г.
Сайт http://maps.google.com, 2008 г.

Сайт http://www.fas.org, 2009 г.
Советская военная техника. Томск. 1988 г.
Соколовская Я., Стратегические бомбардировщики не нужны ни России, ни Украине. // Известия. 10.07.1997 г.
Стратегическое ядерное вооружение России. Сайт http://russianforces.org, 2009 г.

Ту-160. // Вестник воздушного флота. №2/1997 г.
Федосов Е.А., Полвека в авиации. Записки академика. М., Дрофа, 2004 г.
Форум сайта http://military.tomsk.ru/forum, 2011 г.
Congressional Record. NN 118, 129, 137, 143 / 1988; 38 / 1989. Washington (США).
Enciclopaedia of modern world aircraft armament. Christopher Chant. 1988 г.
Gordon Yefim. Tupolev Tu-160: Russia's Answer to the B-1. UK, Midland Publishing, 2003 г.

Jane's weapon systems 1987-88 г. (США).
Soviet military power: an assessment of the threat 1988. Washington, 1988 г. США.

Последний раз редактировалось ezup; 01.02.2018 в 21:45.
 
Вверх
Ответить с цитированием
Старый 20.12.2013, 20:36 #2   #2
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Ту-160 BLACKJACK
ezup
ezup вне форума

Тяжелый многорежимный стратегический бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла. Создан в ОКБ ММЗ "Опыт" А.Н.Туполева, главный конструктор с 1975 г. по 2010 г. Валентин Иванович Близнюк. Самолет в общих чертах подобен проекту многорежимного бомбардировщика М-18 ОКБ В.М.Мясищева. Первоначальный вариант Ту-160 имел крыло оживальной формы и проектировался на базе Ту-144 (1969-1972 г. г.). Предварительные НИОКР по Ту-160 с крылом с изменяемой геометрией начаты в 1972 г. Проектирование окончательного варианта - изделия 70, проект Ту-160М, самолет "К" начаты в 1975 г. по постановлению СМ СССР от 26 июня 1974 г. и постановлению СМ СССР N 1040-348 от 19.12.1975 г. Эскизный проект и создание полноразмерного макета Ту-160 - 1976-1977 г.г.


Ту-160 "Александр Новиков" борт №12 рег.№ RF-94109, вероятно Энгельс, 2013 г. (фото - Вадим, http://russianplanes.net/id107472).


Ту-160 "Валерий Чкалов" (публикация - 2012 г., фото - В.Савицкий, http://www.mil.ru).


Ту-160 - BLACKJACK, штанга дозаправки выпущена, 21.03.2008 г. (фото Сергей Бровко, http://picasaweb.google.com/brovko.sergey)




Второй прототип Ту-160 (70-03) на авиашоу МАКС-1995, Жуковский, 27.08.1995 г. (фото Paul Nann, http://www.paulnann.com)

Макет Ту-160 утвержден в конце 1977 г. Производство первых трех прототипов (машины 70-01 для летных испытаний, 70-02 для статических испытаний, 70-03 - предсерийный самолет) начато в 1977 г. на ММЗ "Опыт"(производство фюзеляжа - Казанский авиазавод, крыло и стабилизатор - Новосибирский авиазавод им.В.Чкалова, створки грузоотсека - Воронежский авиазавод, шасси - Горьковский авиазавод). Одновременно начата подготовка серийного производства на Казанском авиазаводе №22 (изначально планироалось развернуть произодство на Ульяновском авиазоводе). В мае 1980 г. прототип 70-01 построен и перевезен на аэродром ЛИИ в Жуковском. Окончательная сборка самолета завершена в январе 1981 г. и начаты наземные испытания самолета. Выкатка самолета 70-01 на летное поле - 18 августа 1981 г. Проверки систем и оборудования начаты 22 октября 1981 г. и 14 ноября 1981 г. под управлением экипажа Б.И.Веремея самолет совершил первую пробежку. Первое фото на Западе сделано с борта гражданского самолета взлетавшего из аэропорта Быково 25 ноября 1981 г. - самолет получил наименование RAM-P ("Раменское", неидентифицированный образец техники №16 ).

Первый полет прототипа (изделие 70-01) - 18 декабря 1981 г. (экипаж Б.И.Веремея, второй пилот С.Т.Агапов, штурманы - М.М.Козел, А.В.Еременко). Начато производство двух опытных серий (8 самолетов) на Казанском авиазаводе. Начало испытаний - 1983 г. Первый полет предсерийного Ту-160 (70-03) - 6 октября 1984 г. (экипаж С.Т.Агапова). Первый полет первого серийного Ту-160 (экипаж В.В.Павлова, самолет 01-01 из первой опытной серии) - 10.10.1984 г., второго (№01-02) - 16.03.1985 г., третьего (№02-01) - 25.12.1985 г., четвертого (№02-02) - 15.08.1986 г. Ту-160 (№70-01) впервые достиг скорости звука в ходе испытаний в феврале 1985 г. В ходе испытаний потерян один самолет (№01-02, весна 1987 г., экипаж катапультировался). Первые два Ту-160 опытной серии поступили в 184-й гвардейский полк ДА в Прилуках на Украине 17 апреля 1987 г. до завершения государственных испытаний. Крупносерийное производство Ту-160С (наименование в серии) на заводе им.С.П.Горбунова в г.Казани - май 1987 г. Государственные испытания Ту-160 проведены в 1989 г. (завершены в середине года, произведено 4 пуска ракет Х-55). Данных об официальном принятии Ту-160 на вооружение до 1991 г. нет. На самолете установлено 44 мировых рекорда (см. сайт ФАИ). По умолчанию данные серийного Ту-160.

В сообщении на сайте Министерства обороны России от 07.02.2012 г. говорится о том, что один самолет Ту-160 проходит переоборудование в модификацию Ту-160М на одном из предприятий ВПК России (вероятно, на Казанском авиазаводе).
Модель многорежимного бомбардировщика М-18 ОКБ Мясищева, проект, 1970-1972 г.г.
(Гордон Е., Ту-160. М., Полигон-пресс, 2003 г.)

Общий вид, проекции Ту-160 из эскизного проекта и модель, созданная при разработке эскизного проекта, 1975 г. (Гордон Е., Ту-160. М., Полигон-пресс, 2003 г.)

Первое изображение Ту-160 известное на Западе - тот самый "спутниковый" снимок Ту-160 (сником сделан с гражданского самолета взлетавшего из аэропорта Быково 25 ноября 1981 г., DoD USA)

Конструкция самолета - интегральная схема планера, дифференциальный цельноповоротный стабилизатор и цельноповоротная верхняя часть киля. Два отсека размещения полезной нагрузки расположены тандемом (друг за другом). Основные материалы планера - титан - сплав ОТ-4 (центральная несущая балка фюзеляжа длиной 12.4 м и шириной 2.1 м, всего до 20% массы планера), алюминиевые термообработанные сплавы В-95-Т2, АК-4 и ВТ-6, стальные сплавы и композиционные материалы (ок.3% массы конструкции). В гидравлических системах самолета используется основное масло ИП-50, система 4-х канальная с рабочим давлением 280 кг/кв.см. Самолет оборудован туалетом, кухней, спальным местом. Радиопоглощающее покрытие нанесено на входы воздухозаборников двигетелей (графитовое) и на носовую часть самолета (специальная краска на органической основе), остекление выполнено с сетчатыми фильтрами, двигатели экранированы. Самолет оборудован приемным устройством дозаправочной системы типа "шланг-конус". В серийном производстве компоненты планера производились - крылья и мотоотсеки - Воронежский авиазавод, оперение и воздухозаборники - Иркутский авиазавод, шасси - Куйбышевский агрегатный завод, фюзеляж. центроплан и узлы поворота консолей крыла - Казанский авиазавод.




Сборка модели-прочностного аналога Ту-160 в масштабе 1:3 на ММЗ "Опыт", 1976-1977 г.г. (Гордон Е., Ту-160. М., Полигон-пресс, 2003 г.)

Кабина экипажа изнутри в процессе постройки первого экземпляра Ту-160 - самолет 70-01, 1977 г.
(Гордон Е., Ту-160. М., Полигон-пресс, 2003 г.)





Сборка фюзеляжа первого экземпляра Ту-160 - самолета 70-01 в цехе ММЗ "Опыт"
(Гордон Е., Ту-160. М., Полигон-пресс, 2003 г.)


Воздухозаборники и основные стойки шасси Ту-160 "Валерий Чкалов" на авиабазе Энгельс, начало ноября 2012 г. (фото - RostovSpotter, источник).


Управление самолета осуществляется аналоговой ЭДСУ с 4-х кратным резервированием по каналам тангажа, крена и рыскания, а так же с реализацией принципа электронной устойчивости. В ходе модернизации по типу мод.2006 г. есть вероятность установки цифровой ЭДСУ.


Двигатели: - аванпроект Ту-160 - 4 х ТРДДФ НК-25 ОКБ КМЗ "Труд" главного конструктора Н.Д.Кузнецова (г.Куйбышев)

- Ту-160 - 4 х трехвальных ТРДДФ НК-32 (изделие "Р") ОКБ КМЗ "Труд" главного конструктора Н.Д.Кузнецова (г.Куйбышев - позже - Самара). Начало НИОКР двигателя - 1970 г., испытания с 1977 г. на Ту-95, серия - с 1986 г. Тяга двигателя 14000 кг, на форсаже - 25000 кг. Двигатели оснащаются регулируемым воздухозаборником (на B-1B - его нет), снижена РЛС, ИК сигнатура двигателей и удельный расход топлива. Система управления двигателями электрическая с гидромеханическим дублированием (в процессе модернизации может быть заменена цифровой системой управления). По 1986 г. на опытных и серийных Ту-160 устанавливались двигатели опытных серий прошедшие испытания на КМЗ "Труд".
Длина двигателя - 6000 мм
Диаметр (по воздухозаборнику) - 1460 мм
Диаметр турбины - 1000 мм
Масса сухая - 3400 кг
Масса компрессора двигателя - 365 кг
Температура торможения газа в турбине - 1375 град.С
Удельный расход топлива двигателя (скорость <1M) - 0.72-0.73 кг/кгс в час
Удельный расход топлива двигателя (скорость >1M) - 1.7 кг/кгс в час
Моторесурс двигателя - 250 часов (прототипы и первые серии) - увеличен до 750 часов к 1991 г.
Общий моторесурс по состоянию на 2007 г. - 3000 часов с межремонтным моторесурсом 1000 часов
В нише левой стойки основного шасси размещена газотурбинная вспомогательная силовая установка ТА-12 обеспечивающая электропитание самолета.

- Ту-160 модернизированный (2006 г.) - 4 х модернизированных ТРДДФ НК-32 - НК-321, модернизация двигателей начата в 2004 г. самарским ОАО "СНТК им.Кузнецова". Первые новые двигатели готовы в апреле 2006 г. Значительно увеличен ресурс двигателей и повышена надежность. К середине 2006 г. двигатели прошли все виды испытаний в том числе лётные государственные.

В декабре 1995 г. подготовлен самолет Т-144ЛЛ (№77114) на котором по апрель 1999 г. проводилась совместная российско-американская исследовательская программа. На самолет были установлены 4 двигателя НК-321. Первая серия полетов (19 полетов) завершена в феврале 1998 г. Вторая серия полетов с достижением скорости 2 М проводилась с сентября 1998 г. по апрель 1999 г.

Электропитание обеспечивается вспомогательной силовой установкой ТА-12 и 4 х интегральными приводами-генераторами переменного тока., а так же аккумуляторами (аварийное питание).

ТТХ самолета:
Экипаж - 4 чел. (два пилота, штурман и оператор размещаются в двух кабинах).


Длина - 54,095 м
Размах крыла:
- на взлете/посадке - 55,7 м (по эскизному проекту)
- на взлете/посадке - 57,7 м (в серии)
- на крейсерском режиме - 50,7 м
- на максимальной скорости - 35,6 м
Размах стабилизатора:
- 13,75 м (прототип "70-01" и первые опытные серии)
- 13,25 м
Высота - 13,1 (13,2) м
Площадь крыла:
- 293,15 кв.м (базовая)
- 400 кв.м (при минимальной стреловидности)
- 370 кв.м (при максимлаьной стреловидности)
Площадь поворотной части крыла - 189,83 кв.м
Площадь флапперонов - 9 кв.м
Площадь закрылков - 39,6 кв.м
Площадь предкрылков - 22,16 кв.м
Площадь интерцепторов - 11,76 кв.м
Площадь киля - 42,025 кв.м
Площадь поворотной части киля - 19,398 кв.м
Стреловидность крыла - 20-35-65 град. на разных режимах
Стреловидность стабилизатора - 44 град. (по передней кромке)
Стреловидность киля - 47 град. (по передней кромке)
Колея шасси - 5,4 м
База шасси - 17,88 м
Размеры основных колес - 1260 х 485 мм (2 тележки по 6 колес)
Размеры носовых колес - 1080 х 400 мм (1 тележка, 2 колеса)
Размеры отсека вооружения - 2 отсека габаритом 11,28 х 1,92 х 1,9 м
Длина двигательной гондолы (без клина) - 13,78 м

Масса взлетная:
- 260000 кг (по эскизному проекту 1976 г.)
- 275000 кг (по некоторым данным - до 280000-285000 кг)
Масса взлетная нормальная - 267600 кг
Масса взлетная для аэродрома 1 класса - 185000 кг
Масса посадочная - 140000-155000 кг
Масса пустого:
- 103000 кг (по эскизному проекту 1976 г.)
- 110000 кг
Тяговооруженность - 0,36 (В-1В - 0,25)
Масса топлива:
- 148000 кг (по эскизному проекту 1976 г.)
- 140600 кг (148000 кг - по др.данным)
- 171000 кг (максимальная по данным Гордона)
Масса полезной нагрузки:
- норма (на максимальную дальность по проекту) - 9000 кг
- норма - 16330 кг
- максимальная фактическая - 22400-22500 кг
- максимально допустимая - 40000 кг (по проекту и фактически по некоторым данным)
- максимально допустимая - 45000 кг (по др.данным, В-1В - 34000 кг)

Скорость максимальная на высоте (по проекту) - 2300-2500 км/ч (B-1B - 1328 км/ч)
Скорость максимальная на малой высоте (по проекту) - 1000 км/ч (B-1B - 1160 км/ч)
Скорость максимальная на высоте 13000 м на форсажном режиме работы двигателей при угле стреловидности 65 град. - 2200 км/ч (2 М)
Скорость максимальная экслуатационная - 2000 км/ч (ограничение для строевых частей с целью сохранения ресурса планера)
Скорость крейсерская максимальная - 1,5 М
Скорость максимальная на малой высоте - 1030 км/ч
Скорость рекордная средняя на замкнутом маршруте 1000 км с массой ПН 30.000 кг - 1720 км/ч
Скорость рекордная средняя на замкнутом маршруте 2000 км со взлетной массой 275.000 кг - 1675 км/ч
Скорость взлета - 270-370 км/ч (при массе - 150-275 т)
Скорость посадки:
- 260-280 км/ч (при массе - 140-166 т)
- 260-300 км/ч (при массе - 140-155 т)
Прорыв ПВО на скорости:
- большая высота (Hi) - 1,9 М
- на малой высоте (Lo) с автоматическим огибанием рельефа местности - до 1 М
Скороподъемность - 60-70 м/с
Потолок практический:
- 18000-20000 м (по проекту)
- 15000 м (18000 м по другим данным)
Потолок рекордный при массе 275.000 кг - 11250 м
Дальность полета (без дозаправки):
- режим Hi-Hi-Hi, скорость <1М, масса ПН 9000 кг (по проекту) - 14000-16000 км (В-1В - 12000 км)
- режим Hi-Lo-Hi (в т.ч. 2000 км на высоте 50-200 м) или при скорости >1М (по проекту) - 12000-13000 км
- режим Hi-Hi-Hi, масса ПН 22400 кг с максимальной взлетной массой - 12300 км (В-1В - 10400 км)
- в максимальной ПН - 10500 км
Радйус действия с одной дозаправкой по режиму Lo-Lo-Lo или Hi-Lo-Hi - 7300 км
Радиус действия максимальный при крейсерской скорости 1,5 М - 2000 км
Боевой радиус системы вооружения без дозаправки (с учетом дальности КРБД типа Х-55) - 9150 км
Разбег - 900-2200 м (масса 150-275 тонн)
Пробег - 1200-1600 м (масса 140-155 тонн)

Максимальное время полета без дозаправки - 12 часов 50 мин (1989 г., экипаж Валерия Горголя - командира 184-го Гв.ТБАП, г.Прилуки)
Стандартное время полета - 12-15 часов
Максимальная продолжительность полета - 21 час (2009 г., 2 дозаправки) и 23 часа (09-10.06.2010 г., 2 дозаправки)
Максимальная эксплуатационная перегрузка - 2,5 G (2G по данным Гордона)
Трудозатраты на подготовку к вылету на один час полета - 64 чел/час
Время подготовки самолета к вылету - 3 суток (1987 г., в дальнейшем сокращено)
Площадь тормозных парашютов (3 шт) - 105 кв.м

Вооружение (в 2-х бомбоотсеках с револьверными катапультными ПУ): Первоначальный проект Ту-160 (1975 г.):
1) 2 х Х-45, позже Х-45М
2) 24 х Х-15
3) 10-12 х Х-55
4) 10-12 х Х-15М
5) обычные бомбы, ядерные бомбы, УАБ с лазерными и ТВ ГСН, морские мины.
По требованию ВВС предполагалась установка оборонительной артиллерийской установки с пушкой ГШ-6-30.

Базовый вариант Ту-160 (1981 г., проект):
1) 12 х AS-15 (Х-55 / Х-55М) на двух револьверных МКУ-6-5У
2) 24 х AS-16 ( Х-15) на четырех револьверных МКУ (вариант вооружения не доведен до реализации)
3) 4 х ядерных бомбы мощностью 5, 20 (?), 50 (?) Мт
4) 16 х ФАБ-1000
5) 22 х ФАБ-750
6) КАБ-1500

Реально произведенные Ту-160 (1987-2009 г.г.):
1) 12 х AS-15 (Х-55 / Х-55СМ) на двух МКУ-6-5У - базовый вариант вооружения, госиспытания системы - 1989 г. (основной вариант - Х-55СМ, принята на вооружение ВВС 1986 г.). К 2005 г. часть самолетов переоборудована для применения ракет Х-555 (например, Ту-160 "Павел Таран", вероятно так же "Александр Голованов" и "Александр Молодчий").
2) 12 х AS-16 (Х-15) на двух МКУ-6-5У (НЕ РЕАЛИЗОВАН в реальных строевых частях)
В процессе модернизации по образцу мод.2006 г. в номенклатуру вооружения будут включены КРБД Х-555, Х-101 и Х-102, аэробаллистические ракеты типа AS-16 (Х-15), обычные свободнопадающие бомбы и УАБ.

Системы вооружения самолета и схемы применения вооружений разрабатывались совместно с ГосНИИАС. От ОКБ Туполева создание комплекса вооружений курировал Л.Н.Базенков. Основные средства поражения (КРБД) разработаны МКБ "Радуга" А.Я.Березняка (главный конструктор Селезнев И.С.).


Оборудование:
Основной разработчик БРЭО - НИИ "Электроавтоматика" (г.Ленинград, главный конструктор - Е.С.Липин).
Прицельно-навигационный комплекс Ту-160 включает в себя астроинерциальную двухканальную навигационную систему К-042К, астровизир АВ-1СМ разработки и производства ЦКБ "Арсенал" (г.Киев), автоматическую систему огибания рельефа местности, систему спутниковой навигации ГЛОНАСС (точность до 10-20 м, доработанная система производства МКБ "Компас" начиная с 2007 г. будет установлена на все самолеты при модернизации) и многоканальный цифровой комплекс связи. Всего в системах самолета задействовано более 100 БЦВМ, в т.ч. у штурмана 8 БЦВМ и планшет-курсопрокладчик ПА-3 (с подвижной картой, вероятно, цифровой ?). Кабина летчиков оборудована стандартным набором оборудования с традиционными табло и циферблатами типа Ту-22М3. Вместо штурвала используется ручка управления (джойстик) аналогичная истребительной.


Кабина Ту-160 "Валерий Чкалов" на авиабазе Энгельс, начало ноября 2012 г. (фото - RostovSpotter, источник).

Астровизир АВ-1СМ - измеряет угловые координаты звезд до 4-й звездной величины на фоне дневного неба с погрешностью менее 0,01 градусов.

Астровизир АВ-1СМ (Бузанов В.И. КП «ЦКБ «Арсенал» – совершенствование и создание нового оптико- электронного авиационного оборудования. // Авиация и время. Спецвыпуск, 2003 г.).


Прицельно-навигационный комплекс "Обзор-К" включет в себя РЛС бомбометания и навигации"Поиск" (дальность обнаружения крупных целей радиоконтрастных целей с большой высоты - 600 и более км) и оптико-электронный бомбардировочный прицел ОПБ-15Т "Гроза" (дневное бомбометание, либо бомбометание в условиях низкой освещенности, Т - вероятно, "телевизионный"). В ходе модернизации самолет может получить лазерный целеуказатель для применения корректируемых авиабомб с лазерными ГСН с больших высот. Система управления ракетным оружием "Спрут-СМ" (введение целеуказания в ГСН ракет перед пуском, обеспечение применения КРБД).


Радиолокационная заметность самолета снижалась дополнительными мероприятиями по нанесению на носовую часть специальной краски на органической основе, графитовой радиопоглощающей черной пленки на воздухозаборники и воздушные каналы, экранированием некоторых узлов двигателей, и введением в остекление кабины сетчатых противорадиолокационных фильтров. Часть подобных мероприятий производилась в строевых частях.

Бортовой комплекс обороны (БКО) "Байкал" обнаруживает и классифицирует любые РЛС противника, тепловые цели (теплопеленгатор "Огонек" расположен в крайней задней точке фюзеляжа) и обеспечивает применение активных средств РЭБ, пассивных ПЛ и ИК-ловушек (средства РЭБ расположены в хвостовом конусе). Доработки БКО завершены в апреле 1990 г.

Система дозаправки в воздухе. Катапультные кресла К-36ДМ разработки НПО "Звезда" (главный конструктор Г.И.Северин) со спинками оснащенными подушками с пульсирующим воздухом (в процессе серийного производства). Система катапультирования индивидуальная и принудительная для всего экипажа (запуск с любого рабочего места). Катапультирование возможно в режиме "0-0" (нулевая скорость, нулевая высота) - после доработок в процессе освоения (изначально - минимальная скорость катапультирования - 75 км/ч). При выполнении полетов по высотному профилю экипаж использует высотные комбинезоны-скафандры "Баклан" (существуют только опытные экземпляры - по данным Бутовского, 1995 г). В стандартных режимах - защитный шлем ЗШ-7Б или ЗШ-7АС.

Высотный комбинезон-скафандр "Баклан" (Гордон Е., Ту-160. М., Полигон-пресс, 2003 г.)

Модернизированный комплекс бортового оборудования создается совместными усилиями ОАО "Туполев", ФГУП "ГосНИИ АС", ФГУП "ОКБ "Электроавтоматика" им. Ефимова" и ГЛИЦ им. Чкалова. 26.03.2013 г. в СМИ сообщается о завершении наземных испытаний комплекса обороудования. В результате испытаний на комплексном полунатурном стенде специалисты получили заключение о годности к летным испытаниям. Их предполагается провести в 2013 году. Работы по обновлению бортоборудования проводятся в рамках первого этапа модернизации Ту-160.

Модификации:
Ту-160 (1969-1972 г.г.) - первый проект на конкурс 1972 г. - бомбардировщик на базе Ту-144.

Ту-160М аванпроект (1972 г.) - проработка вариантов компоновки самолета с изменяемой геометрией крыла.

Ту-160М (1975 г.) - второй проект Ту-160 с игменяемой геометрией крыла (название на стадии предварительной проработки проекта).

Ту-160 (изделие 70) BLACKJACK / RAM-P (первый полет - 1981 г.) - бомбардировщик с ИГ крыла опытной серии.



Первый экземпляр Ту-160 - самолет 70-01 на базе ЛИИ в Жуковском в период начала испытаний
(Гордон Е., Ту-160. М., Полигон-пресс, 2003 г.)


Ту-160 - носитель БПЛА "Ворон" (проект, середина 1970-х годов) - на начальном этапе работ по проекту Ту-160 предусматривалось использование самолета в качестве носителя стратегического сверхзвукового беспилотного разведывательного летательного аппарата "Ворон" (ОКБ Туполева) со стартовой массой 6300 кг. Проектирование прекращено в середине 1970-х годов в связи с закрытием программы создания БПЛА.

Ту-160П (проект, середина 1970-х годов) - тяжелый истребитель сопровождения вооруженный ракетами "воздух-воздух" большой и средней дальности. Проект не реализован.


Ту-160С BLACKJACK (1987 г.) - серийный вариант бомбардировщика.

Ту-160ПП (проект, середина 1980-х годов) - самолет постановщик помех, проектирование предполагалось согласно требованиям ВВС еще на этапе создания проекта Ту-160. Полномасштабное проектирование начато в середине 1980-х годов, построен полноразмерный макет. Проект не реализован.

Ту-160 модернизация (проект, 1980-е годы) - в процессе проработки модернизации Ту-160 предполагался переход на более экономичные двигатели НК-74, замена оборудования и дооснащение более современным вооружением. Вероятно, данную модернизацию планировалось провести до 1996 г. ( наше предположение).

Ту-160В (проект, 1980-е годы) - вариант Ту-160 с двигателями на жидком водороде с измененной конструкцией фюзеляжа. Проект не реализован.

Ту-160К "Кречет" (проект, 1983-1984 г.г.) - проект оснащения Ту-160 двумя баллистическими ракетами воздушного запуска "Кречет" (КБ "Южное") массой по 24.4 тонны.
Боевой радиус комплекса - 10000 км

Ту-160М (проект, 1990-е годы) - проект Ту-160 с измененными отсеками ПН - носитель 2 гиперзвуковых КР Х-90. Существование проекта не подтверждено.

Ту-160СК (проект, 1992 г.) - самолет-носитель ракетоносителя "Бурлак" и "Бурлак-Диана" для выведения на орбиту ИСЗ.

Ту-161 (проект, 1990-е годы) - проект модернизации и развития Ту-160 как многорежимного самолета-носителя КРБД.

ПАК ДА (проект, 1999 г.) - перспективный авиационный комплекс дальней авиации, проработка облика самолетов в различных КБ начата в 1999 г. В КБ Туполева самолет ПАК ДА проектируется на базе Ту-160 (согласно сообщениям СМИ).

Ту-160 модернизация / Ту-160М (2006-2007 г.г.) - модернизированный вариант серийных Ту-160 (наименование "Ту-160М" используется в некоторых интернет-СМИ) - изначально планировалось произвести модернизацию парка Ту-160 до 1996 г., но фактически работы по модернизации начаты после 2000 г. Изменен состав БРЭО, модернизированы двигатели НК-32 / НК-321 (увеличен ресурс, повышена надежность, испытания завершены в 2006 г.), самолет может нести ракеты Х-555 и Х-101/102. Кроме того, модернизированный вариант может высокоточно (точность - 20 м) применять обычные свободнопадающие бомбы и УАБ (ранее, видимо, только декларативно). В части БРЭО устанавливаются новые БЦВМ, система спутниковой навигации разработки МКБ "Компас", увеличиваются дальность и продолжительность полета, модернизирован бортовой комплекс обороны. Первым самолетом прошедшим модернизацию является самолет с серийным №02-02 "Валентин Близнюк" (после модернизации поступил в ВВС 5 июля 2006 г.). Программа модернизации объявлена с плановым завершением в 2015 г. (данные декабря 2009 г.), всего заявлена модернизация 15 самолетов. В сообщении на сайте Министерства обороны России от 07.02.2012 г. говорится о том, что один самолет Ту-160 проходит переоборудование в модификацию Ту-160М на одном из предприятий ВПК России (вероятно, на Казанском авиазаводе). 26.03.2013 г. сообщается о завершении наземных испытаний модернизированного комплекса бортового оборудования для самолета. В течение 2013 г. планируется начать летные испытания комплекса.


Стоимость самолета составляла:
До 1990 г. - 48 млн. руб
1991 г. - более 70 млн. руб
1992 г. - более 300 млн. руб
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
Ту-160 BLACKJACK

Опции темы Поиск в этой теме
Поиск в этой теме:

Расширенный поиск
Опции просмотра

Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Blackjack или «Белый лебедь»: что происходит с Ту-160М? ezup Авиация 0 06.02.2020 19:22
БПЛА Boeing Insitu RQ-21A Blackjack ezup Беспилотники 0 03.02.2015 02:06