Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 05.07.2019, 14:08 #1   #1
ezup
ezup вне форума
Чебуралиссимус
По умолчанию Royal Air Force: путь на дно
ezup
ezup вне форума

Есть такая поговорка из тех времен, когда Британия была империей, над которой не заходило солнце, а британский флот был в разы сильнее любого соперника. Сейчас она звучит как издевка, но в те времена была совершенно естественной. Один из вариантов поговорки звучал примерно так. "Есть много флотов у стран, во главе которых короли, но есть лишь один Королевский флот (Royal Navy), не нуждающийся в уточнениях, чей он". Так и британские Королевские ВВС (Royal Air Force, RAF) долгое время не нуждались в уточнениях — среди других крупнейших ВВС мира они были на достойной позиции. Но все течет, все меняется, а особенно текут остатки могущества меж пальцев у властителей бывшей империи, которая ныне и танковую промышленность убила, будучи изобретателем танка, и ядерных носителей своих не имеет, но зато может придумать идиотскую историю с отравлением Скрипалей "Новичком", и сжечь несчастного кота из огнемета. С RAF происходит все то же самое, что и с остальными символами былой славы.

Новости хорошие и плохие


Недавно в "Дэйли Мэйл" был опубликован материал Джоэла Адамса о катастрофическом состоянии Королевских ВВС Великобритании, в том числе по сокращению авиапарка боевых самолетов. А точнее, истребительной и ударной авиации (ныне эти два понятия в RAF стали единым целым — ударных машин больше нет). Сначала сообщив для затравки "хорошую новость", что RAF впервые выполняли боевые вылеты против террористов запрещенного в России ИГИЛ в Сирии и Ираке на новых самолетах F-35, выполнив целых 14 вылетов за 10 суток.


А затем автор переходит к новостям плохим. Он сообщает, что любимые летчиками, но уже совершенно устаревшие самолеты "Торнадо", в RAF находившиеся в модификациях истребителя-перехватчика F.3, истребителя-бомбардировщика GR.4 и разведчика, сняты с вооружения в начале этого года. В результате этого действия, вызванного как финансовыми причинами, так и устареванием парка, британские ВВС остались со 119 истребителями, списочно находящимися в строю — 102 "Еврофайтер Тайфун" FGR.4 (следует уточнить, что 22 учебно-боевых самолета в этом списке не учтены) и 17 F-35В "Лайтнинг-2". При этом из этих 17 новых самолетов 8 постоянно находятся в США, используются там для обучения летчиков, и RAF в боевых операциях или боевом дежурстве на них рассчитывать не могут.



Ситуация на 2007 и 2019 годы

Сравнение не в пользу настоящего


Тогда как совсем недавно, в 2007 г., в строю в боевом составе было 210 истребителей, основным самолетом тогда был "Торнадо", но уже появились и первые "Тайфуны" — 32 борта (опять же, без учета учебно-боевых машин). Были еще последние истребители-бомбардировщики "Ягуар", но уже в 2008 г. эту простую и надежную машину сняли, как еще до этого попрощались с сухопутными вариантами истребителя-бомбардировщика с коротким взлетом и посадкой "Харриер".

При этом командование ВВС и МО Британии заявляют, что разница в количествах самолетов не соответствует разнице в возможностях, напоминая, что нынешние самолеты обладают большими возможностями, и считают, что им нынешнего количества достаточно. Разумеется, это не более чем хорошая мина при плохой игре и скверных картах. И сам "Лайтнинг", в общем, не просто не шедевр, а одна большая нескончаемая проблема, да и уровню 5-го поколения он соответствует разве что по авионике и возможности внутреннего размещения ограниченного набора вооружения. "Тайфун" же только в последних сериях превратился во что-то похожее на то, что в нем видели заказчики и создатели много лет назад. Но не все самолеты этого типа приведены к техническому облику последних серий. Да и надежность что "Тайфуна", что "Лайтнинга" такова, что этот парк из сотни с небольшим истребителей можно смело поделить надвое. Но об этом автор статьи в "Дэйли Мэйл" предпочитает не говорить.



Сравнение боевого состава RAF на 1989, 2007 и 2019 годы

Он зато обращается к недавнему прошлому. В конце "холодной войны", в 1989 г,. в списочном составе RAF находилось 850 истребителей и ударных машин в боевом составе. Из них около 400 были "Торнадо" (в основном F.1 и GR.1), еще около сотни истребителей "Фантом" американского производства, более сотни "Ягуаров", более 170 "Харриеров" (модификации GR.3), и более полусотни бомбардировщиков "Буканир". Автор не унимается и обращается еще и ко временам Второй мировой войны, когда британская промышленность произвела более 35 тыс. различных истребителей, в частности, "Спитфайров" (которыми вполне можно было гордиться) и "Харрикейнов" (о которых лучше бы и не вспоминать). Но зачем сравнивать поршневую авиацию и военное время с современностью? Здесь явный перебор.

Славная история


Если же обратиться к истории, то "Королевский летающий корпус" (Royal Flying Corps, RFC) с целым "воздушным батальоном" в составе был создан в апреле 1912 г. Это случилось после удачных действий итальянцев против турок осенью 1911 г., использовавших самолеты в этих операциях. Хотя куда больший материал для размышлений предоставила случившаяся осенью 1912 г. Первая Балканская война, где участвовали и русские летчики-добровольцы. К началу Первой мировой RFC состоял из 5 эскадронов и насчитывал 63 машины, сильно отставая от лидеров, среди которых были Германия и Россия, имевшие воздушные флоты более чем в 200 самолетов каждая. При этом британцы вполне могли стать первыми обладателями самолетов-истребителей — такой самолет был создан, как экспериментальный, фирмой "Виккерс" еще в 1912-1913 гг., но косность мышления победила.



Офицер RFC у своего "Сопвич Снайп", Первая мировая война

Осознав в ходе войны ценность авиации, британцы благодаря развитой промышленности быстро выбрались в лидеры. Когда в 1918 г. RFC стал RAF и первыми в мире ВВС как независимым Видом ВС, а не просто "летающим придатком" армии или флота, как у многих стран было и во Второй мировой (например, у американцев с японцами). Тогда в RAF было уже 150 эскадрилий и 3300 самолетов, и это были крупнейшие воздушные силы мира на тот момент. Впрочем, RAF имели в составе и более 20000 самолетов — были и такие времена.




Аэродром RAF в 1939 г.



Знаменитый "Спитфайр" в представлениях не нуждается. На фото, скорее всего, самолет модификации Mk.V

После Второй мировой и перехода на реактивную авиацию численность RAF непрерывно снижалась. Если смотреть по личному составу, то с 300 тыс. чел. к концу 50-х годов уменьшились до 150 тыс., а к 1985 г. и до 90 тыс., а в конце 90-х — и до 50 тыс. чел. Соответственно уменьшался и авиапарк.

Дальше может быть не лучше


При этом Адамс совершенно правильно обращает внимание на то, что поставки "Тайфунов" не успевали за "вырезанием" старых типов самолетов, в частности, "Торнадо", а с поставками F-35B ситуация будет еще хуже. Заказано 138 самолетов этого типа, но даже первая партия из 48 самолетов не будет поставлена полностью до 2024 г., обойдясь при этом минимум в 9 млрд. фунтов. При этом, даже новые "Тайфуны" британцы уже частично начали резать — по финансовым причинам и по техническим (модернизация была или сложной и дорогой или и вовсе невозможной), уже были сняты с вооружения и отправлены на утилизацию 16 машин "Транша-1" (первой серии). Кто знает, вдруг в ожидании "Лайтнингов" решат и часть "Транша-2" порезать? И тогда обещания руководства МО о том, что "парк будет еще немножечко падать, а потом даже подрастет", не будут стоить и той бумаги, на которой их можно напечатать.

Конечно, британцы не единственные, кто сильно сократил свои ВВС за 90-е годы и новое тысячелетие. Сокращали все и причем в разы — и американцы, и китайцы, и мы, а про европейское НАТО и говорить нечего. У "старых евронатовцев" государство на части не распадалось, а глядя на эволюцию их вооруженных сил, так не скажешь. Но британцы всегда были страной с амбициями, и имели и возможности, а теперь остались, по сути, одни амбиции. Даже если F-35B (который объективно хуже двух других вариантов по понятной причине) и оправдывал бы те рекламные сказки, которые про него рассказывают производители, он не сможет быть во множестве мест одновременно. А когда твои ВВС слабее в разы, чем, скажем, турецкие — ну какие тут могут амбиции? Точнее, амбиции могут быть — с реализацией возникают проблемы. Одна "фантомная боль" по утраченной мощи и остается. Странно, что пока что в плохом состоянии национальных ВС Великобритании не обвинили Россию и лично Путина В.В. Тем более что лозунг "никогда британские ВС не жили так плохо, как при Путине" и лживым не назовешь. И правда ведь — никогда. Но если премьером станет кто-то вроде Бориса Джонсона или примерно равный ему по IQ персонаж, то мы можем и не такое услышать.

Автор:
Я. Вяткин, специально для "Военного обозрения"
Использованы фотографии:
Daily Mail Online
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
армии мира


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
Проект Rascal- воздушный старт по заказу US Air Force ezup Космос 0 11.02.2017 16:33
Путь к сверхзвуковому фронтовому бомбардировщику. Часть четвёртая. Свой путь. А.С. Яковлев. Первый шаг ezup История русской авиации 0 22.10.2014 16:13
Машина мобильной ударной группы (Mobile Strike Force Vehicle, MSFV) ezup БМП и БТР 0 11.03.2013 19:15
Млечный путь над… marishka Мир вокруг нас 3 22.06.2012 11:49
Путь к счастью ezup Психология 1 16.04.2012 14:03